Секс в брачно-семейных отношениях

Секс в брачно-семейных отношениях

Для любого живого организма, наделенного полом, секс является необходимым условием воспроизведения своего биологического вида. Живые существа не воспроизводящиеся в достаточных количествах - обречены на вымирание. Именно благодаря своей сексуальной активности человеку на протяжении многих и многих тысячелетий удавалось сохранять и приумножать свою популяцию.

Но человек, как существо, наделенное разумом, на определенном этапе своего развития научился «обманывать» природу. Уже с античных времен до нас доходят сведения о применявшихся тогда различных средствах и способах предохранения от нежелательной беременности. В современном обществе секс в значительной степени отделяется от деторождения и становится самостоятельной ценностью.

На различных стадиях развития человека и в разных социокультурных сообществах отношения людей к сексу были весьма неоднозначными. В первобытном обществе секс и для мужчин и для женщин являлся способом удовлетворения своих, прежде всего биологических потребностей. Первобытный человек вряд ли догадывался о роли и значении секса в зачатии и рождении детей. Об этом говорит и тот факт, что даже в XX веке в глухих уголках Земли сохранились племена, в которых люди считают, что единственной целью полового сношения является удовольствие. А женщина становится беременной по другим, не зависящим от секса причинам[1].

С возникновением моногамной семьи в супружеских отношениях происходит резкое размежевание между целями и задачами секса для мужчины и для женщины. Женский секс в брачных отношениях сводится к зачатию и рождению ребенка – наследника для своего мужа – хозяина. Мужчина же, пользуясь своим господствующим положением в семье, и в зависимости от материальных и иных возможностей, мог наслаждаться сексом и вне брачного ложа. Наиболее наглядно неравенство в супружеских сексуальных отношениях того периода выражено в одном из древнегреческих изречений: « Нам даны гетеры[2] для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством»[3].

Для мужчины секс вне брачного ложа был более предпочтителен по нескольким причинам. Во-первых, в технике секса жена, как правило, не могла конкурировать с женщинами «легкого поведения» и профессиональным проституткам, так как ее сексуальный опыт был весьма ограниченным. Во- вторых, отсутствие эффективных способов и средств предохранения от нежелательной беременности, а также существовавшие морально-этические нормы, запрещавшие предохраняться, объективно способствовали тому, что жены значительные периоды времени были обременены своей детородной функцией и не могли удовлетворять сексуальные потребности своих мужей. В-третьих, в патриархальной семье домашнее хозяйство отнимало у жены–хозяйки много сил и времени. Поэтому быть постоянно привлекательной и желанной для своего мужа, в таких условиях, было весьма непросто. В-четвертых, в традиционном обществе жены, как и дети, считались собственностью мужа – отца.

В патриархальной семье сами женщины в сексуальном плане вынуждены были довольствоваться тем, что им мог предложить муж. Да и говорить об этом в рамках христианской этики считалось неприличным. А всякие «вольности» со стороны жены, связанные с техникой секса, могли быть истолкованы мужем как сексуальная распущенность.

В некоторых культурах и религиях (например, в исламе) наличие нескольких жен у одного мужчины являлось (является) свидетельством его состоятельности как главы семейства и показателем мужской силы. Поэтому у наиболее обеспеченных мужей количество жен и наложниц исчислялось десятками и даже сотнями. В странах традиционного ислама многоженство существует и сейчас. О равноправии полов в сексуальных отношениях в условиях многоженства, конечно же речи быть не может.

В христианском мире и по светским законам, и по религиозным нормам многоженство запрещено, а сама сексуальность многие века считалась «греховной». Первородность сексуального «греха» согласно христианскому учению, исходит от Адама и Евы (за что они и были изгнаны из Рая). Чувство вины за этот первородный «грех» и за свои сексуальные желания и «грехи» вдалбливалось в сознание людей иудаизмом и христианством на протяжении последних двух тясячилетий.[4] Трудно даже представить, сколько за это время было искалечено человеческих душ и тел, сколько нереализованной любви и страсти было похоронено в муках повседневного воздержания. Например, массовые обследования, проведенные в 60-х годах XX века американскими психологами, выявили, что больше половины женщин в США - фригидны. «Они живут в браке, рожают детей, случается – даже имеют любовников, но никогда не испытывают оргазма»[5]. Большинство из этих женщин, по мнению Ю.М. Бородая, вполне нормальны в сексуальном отношении. Причиной же их фригидности является то, что «в сознании миллионов евангельская поэма о деве святой и непорочном зачатии становилась символическим выражением идеала - пусть ирреального!- все, что связано с реальной сексуальной техникой, приобретало отрицательное значение, воспринималось не только как нечто безнравственное, но и как эстетически безобразное, отталкивающее. Как грязь.[6]» Единственным религиозно-моральным оправданием сексуально-половых отношений считалось деторождение.

Между тем, весной 2002 года достоянием гласности стали имевшие место многочисленные случаи сексуального растления малолетних прихожан- мальчиков католическими священниками в США. По мнению специалистов по вопросам религии, секс-скандал в США стал результатом мощной пиаркомпании, за которой стоят фирмы, производящие контрацептивы, и сторонники абортов. А раньше подобные случаи педофилии в своих рядах католическая церковь тщательно скрывала, оберегая честь своего мундира, а не чистоту нравов[7].

Монашествующим священникам Русской православной церкви и сейчас запрещено жениться и «впадать в блудный грех». Но природа берет свое и, согласно фактам, которые приводит А. Колпаков, многие из монахов рано или поздно «заводят шашни с женщинами или того хуже – делят ложе с мальчиками»[8]. Приведенные примеры – наглядное свидетельство того, что насилие над человеческой природой, по крайней мере, противоречит здравому смыслу.

Супружеский брак предполагает партнерские отношения между полами. Он открывает новые возможности для развития секса и взаимной близости супругов. Однако несомненный прогресс сексуальной революции и супружеского брака имеют определенные негативные моменты для сохранения стабильности брачных отношений. В равноправном браке как минимум в два раза увеличивается число взаимных претензий, связанных с проблемами в сексе. Соответственно, как минимум в два раза больше возникает причин для супружеских конфликтов.

Это обусловлено, прежде всего, и тем, что жены уже не хотят мириться с потребительским отношением к ним со стороны их мужей, - это, во-первых. Во-вторых, относительная материальная, моральная и иная независимость партнерских отношений в браке, способствует развитию эгоизма у каждого из супругов, преодолеть который бывает непросто. В-третьих, в потребительском обществе секс становится товаром. Целые отрасли промышленности, торговые фирмы и рекламные агентства, преследуя свои коммерческие интересы, работают над тем, чтобы поддерживать высокую привлекательность секса. Они искусственно стимулируют различного рода сексуальные потребности и предлагают способы и средства их удовлетворения; создают секс – символы (секс-звезда, секс–бомба, секс–кумир и пр.) для подражания; навязывают стандарты сексуального поведения и сексуальных отношений, концентрируя внимание на внешних эффектах и технических деталях; воспитывают у молодежи потребительское отношение к сексу. Иллюзия беззаветного и повсеместного сексуального праздника, которую навязывают средства массовой информации, провоцирует молодых людей (нередко еще подростков) на легкомысленные поступки и рискованные эксперименты в области секса, многие из которых заканчиваются весьма печально. Все это выхолаживает духовную составляющую сексуальных отношений.

Сексуальная революция не только позволила избавиться от существовавшего несколько тысячелетий неравенства полов, но и способствовала тому, что сексуальные отношения, в значительной мере, вышли из под жесткого контроля со стороны Церкви, Государства и Общества. Отныне каждый человек получил возможность индивидуально определять интимные аспекты своей сексуальной жизни.

Но общая положительная тенденция сексуальной революции имеет и свои негативные стороны для современного российского общества. Проблема заключается в том как, каким образом распорядится полученной свободой. Многие ценности традиционного и авторитарного общества оказались не жизнеспособными в условиях рынка и конкуренции, свободы слова и плюрализма идей. Молодое поколение находится в трудном поиске новых идеалов и образцов брачного союза, сексуальных отношений, да и смысла жизни в целом.

Каждый физически и психически нормальный молодой человек мечтает о возвышенной и светлой любви, которая, безусловно, предполагает и сексуальные отношения между влюбленными. Влюбленным порой бывает непросто разобраться в своих чувствах и определить чего в этих чувствах больше: стремления к духовной близости, радости от общения с любимым человеком или сексуальной страсти и желания удовлетворить эту страсть.

Соотношение различных форм межполового влечения волновали людей во все времена. Еще Платон, почти две с половиной тысячи лет назад, предупреждал, что «поклонник, который любит тело больше, чем душу» – обречен на неудачу, «поскольку непостоянно то, что он любит». «Стоит лишь отцвести телу» и любовь на этом этапе заканчивается. « А кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается, верен всю жизнь»[9].

Выдающийся русский мыслитель XIX века Владимир Соловьев различал следующие три формы межполовых отношений:

  1. чисто физическое влечение, которое не имеет никакого отношения к любви;
  2. законный семейный союз, как необходимость;
  3. исключительно духовная любовь, которая, как и две следующие формы является аномалией.

И только единство и гармония всех трех форм отношений восстанавливает целостность человеческого существа и является абсолютной нормой[10].

Психолог Николай Нарицин предлагает свое определение эротической любви и роли секса в ней. Он сравнивает любовь с красивым зданием, которое «основывается на фундаменте сексуальности». Постройка без фундамента, считает Нарицин, «это либо воздушный замок, когда строитель обманывает сам себя, либо карточный домик, когда обманывают его самого. Но, в свою очередь, голый фундамент тоже не годится для комфортного существования…»[11]

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в полноценных супружеских отношениях секс является необходимым компонентом семейного счастья и благополучия. Его можно рассматривать и как обоюдную цель супругов в их стремлении к единению, и как средство гармонизации отношений, и как способ удовлетворения различного рода потребностей (физиологических, психических, социальных и др.).

Известный психоаналитик Эрих Берн выделяет двенадцать наиболее значимых, по его мнению, функций секса в человеческой любви[12]. Привожу эти функции с некоторыми сокращениями и в своей интерпретации:

  • секс как способ оплодотворения женской яйцеклетки для зачатия новой жизни;
  • секс как супружеская обязанность мужа перед женой, а жены перед мужем;
  • секс как желание одарить друг друга вожделенным оргазмом;
  • секс как способ освобождения от полового напряжения (релаксация), возникающего в связи с неудовлетворенными сексуальными потребностями. Весьма определенно по этому поводу высказалась известная фотомодель и киноактриса Памела Андерсон: «Неудовлетворенная женщина – самое злое существо на Земле. А мне нравится быть веселой и испытывать от жизни удовольствие. Я проповедую хороший секс!» При этом в качестве сексуального партнера она имела в виду своего горячо любимого мужа Томми, с которым она, по ее словам, желает прожить всю жизнь[13].
  • секс как физиологическое приспособление к жизни, дающее взаимное ощущение благополучия;
  • секс как удовольствие, как чувственное наслаждение (гедонизм);
  • секс как приятное развлечение или способ провести время;
  • секс как любовная игра, различные варианты которой порождают новые чувства и отношения между мужчиной и женщиной;
  • секс как средство достижения единства и понимания, как способ закрепления достигнутых соглашений.

В качестве дополнения к перечисленным функциям секса можно добавить некоторые из целей и мотивов секса, приведенных авторами книги «Социология семьи», например такие как:

  • познание, удовлетворение полового любопытства…
  • коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком…
  • сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции…
  • внесексуальные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению…

Сюда же относится поддержание определенного ритуала или привычки…

компенсация, замена, возмещение каких- то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения»[14].

Не менее важными являются и многие другие функции секса, например такие:

  • секс как подтверждение и удовлетворение претензий на обладание другим человеком;
  • секс как кульминация взаимной нежности и ласки;
  • секс как подтверждение взаимного доверия и «благонадежности» сексуальных партнеров.

К сожалению, секс может использоваться как одна из форм насилия над личностью, но это уже другая тема.

Одной из задач столь подробного перечисления функций, целей и мотивов секса является стремление показать все многообразие межличностных и социальных отношений, так или иначе связанных с сексом. Многообразие сексуальных отношений может служить одним из показателей уровня развития социальных отношений в целом.

Сексуальные (половые) отношения людей, в отличие от животных, во многом обусловлены их сексуальной (половой) культурой, которая является составной частью общей культуры. Сексуальная культура представляет собой систему ценностей, норм, знаний, образцов поведения, запретов, традиций и обычаев, регулирующих отношения между полами. В процессе усвоения индивидом сексуальной культуры формируется его половая (сексуальная) роль, под которой «обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, каким должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести»[15]. От степени усвоения индивидом сексуальной культуры во многом зависит и его сексуальное поведение в браке. При этом каждая из перечисленных (и многих других) целей и мотивов секса может стать как фактором, который способствует укреплению супружеских отношений, так и фактором, дестабилизирующим эти отношения.

[1] Теннэхилл Р. Секс в истории. – М. 1995. С. 37.

[2] Теннэхилл Р. Секс в истории. – М. 1995. С. 92

[3] Гетера- (от греч. Hetaera – подруга, любовница) в Др. Греции образованная, незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Позднее гетер называли также проститутками. (Советский энциклопедический словарь, С. 298.)

[4] Фромм Э. Любовь к жизни. М., 2002. С. 64.

[5] Бородай Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996. С. 353 - 354.

[6] Там же. С. 353.

[7] Бабасян Н. Папа добрый. Ватикан дал педофилам шанс исправиться // Известия. 26 апреля 2002 г.

[8] Колпаков А. Хочу жениться. Русские монахи жаждут женщин // «Московский комсомолец». 11 октября 2001г.

[9] Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С. 118-169.

[10] Соловьев В.С. Избранные произведения. Ростов–на–Дону. «Феникс», 1998. С. 476.

[11] Нарицин Н.Н. О сексе и не только.- М.: Махаон, 2001. С. 5.

[12] Берн Э. Секс в человеческой любви. - М.,1998. С. 44 - 46.

[13] Шаблинская О., Лисовский Е. Девочка с нашего двора Памела Андерсон // «Аргументы и факты» №36, 2001г., С.17.

[14] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 173-174.

[15] Там же. С. 175

Смотрите также:





 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР new
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   СТУДЕНТАМ
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH new

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!