Культура: понятие, сущность, структура

Культура: понятие, сущность, структура

Культура представляет собой сложное полисистемное образование, охватывающее все сферы жизни общества. В значительной степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена. Слово cultura (лат.) обозначает «обработка», «земледелие», «возделывание». Иначе говоря – очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Первоначально термин «культура» имел смысл возделывания, облагораживания земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и др., человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.

Культура имеет социальную природу и выражается, прежде всего, в социальных отношениях.

Она не наследуется генетически, а возникает вместе с возникновением человеческого общества и формируется путем оккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты). Например, средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т.д.

Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т.д.

До середины 60-х годов наиболее распространенным в отечественной литературе было определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Поэтому считалось, что социалистическая культура по своему уровню развития выше, чем буржуазная.

Некоторые исследователи считают главным в культуре не производство материальных и духовных ценностей, а производство форм общения, которые и составляют сущностную определенность культуры. В марксистской философии существенное распространение получили теории культуры, в которых она понимается как мера развития человека, его сущностных сил и творческой активности. Значительной составляющей в этом определении культуры отводится гуманистической составляющей в качествах самого человека.

Более широкое понимание культуры предложено А.Швейцером, он считает, что «культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Культура предполагает не только уровень развития человека, но и деятельность, наполненную определенным ценностным содержанием. «Именно культура как менталитет, - по мнению А.Г. Эфендиева, - наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры – это элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей».

Формирование культурных ценностей

Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по-разному оценивают одни и те же явления.

Культура включает в себя общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.

Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути, культура и начинается с ценностей, с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М.Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели. Социальные ценности – это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Это общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность - норма. Например, хорошо - можно; плохо - нельзя.

Социальные нормы (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.

Совокупность ценностей и норм создает целостную ценностно-нормативную систему общества, которая обуславливает социальную мотивацию, регулирует и оценивает поведение и деятельность людей, определяет приоритеты в целях и способах их достижения.

Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм, к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности. Существуют различные взгляды и научные направления о том, какие социальные «элементы» включает в себя культура как целостная система. Наиболее распространенное представление о структуре – это диалектическое единство двух составляющих: материального и духовного в культуре.

В первой половине ХХ века возникло представление о культуре, как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры – это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры – это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры – это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов:

  • Понятия (концепты) – представления и понятия, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире;
  • Отношения – взаимосвязи со всем, что есть во времени и пространстве;
  • Ценности – как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть;
  • Правила – что делать и как делать (нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

На мой взгляд, культура включает в свою структуру следующие элементы:

  1. Сознание – это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. А абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее.
  2. Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек, в отличие от животных, оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентаций.
  3. Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление, язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
  4. Деятельность – это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому, человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способов его жизнедеятельности.

Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры. Отсюда возникает проблема типологизации культуры. На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры как Европейская (Западная), Латиноамериканская,

Славянская и другие культуры

Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную» культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.

В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на следующие виды: народную, элитарную и массовую.Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления как субкультура и контркультура. Рассмотрим все названные выше виды культуры.

Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает в себя: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Она является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.

Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных натур. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

Массовая культура получает свое развитие и распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры – массовое производство культурных образцов и массовое их потребление. Поэтому она производится с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.

Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.

Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами как одно из средств, для манипуляции общественным сознанием. А в тоталитарных обществах государство, как правило, присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.

Субкультура

Субкультура – часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.

Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, кофессиональных и др. Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Так, например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т.д. Субкультура – это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Субкультура является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.

Контркультура

Контркультура – социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е годы XX века в молодежной среде западных стран. Контркультура это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких как, индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др. Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры, в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры. По мнению И. Кристола, люди не могу по долгу переносить отсутствие трансцендентного (сверюестественного). «Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину». (Кристол И. Контркультуры //Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т.II. Вып. 3. С. 33).

Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в поведении молодежи стали следующие действия: отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.

Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) – нормы, ценности, традиции, обычаи и т.д. Идентичность – это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.

Однако, развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры, и тенденция к их изменению. Эти две тенденции наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений (конфликт «отцов» и «детей»). В этом конфликте старшее поколение выступает в роли консерваторов – хранителей культурных традиций, а младшее – в роли реформаторов.

Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».

Инертность культуры проявляется также в том, что даже победивший радикализм, в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Так, например, установив свою власть в России, в результате революции 1917 г., большевики всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Но в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня мы также наблюдаем ностальгию и определенный «возврат» к прошлым социалистическим ценностям. Например, в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века более 80% россиян были сторонниками проводимых реформ. Сейчас число противников реформ составляет примерно 50-55%. По мнению П.Сорокина, второй стадией каждой революции является контрреволюция (откат назад). В этом феномене также проявляется инертность культуры.

Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: 1) способом внутреннего саморазвития; 2) способом заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); 3) насильственное внедрение в культуру элементов чужой культуры.

Рассмотрим каждый из названных способов подробнее.

  1. Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и др. Или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т.п.). Процесс внутреннего саморазвития культуры происходит достаточно медленно. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80-е годы ХХ в. в джунглях Бразилии было найдено изолированное от Мира первобытное племя, живущее в условиях каменного века.
  2. Развитие культуры способом взаимодействия с другими культурами является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культура имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом, чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.
  3. Наиболее распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры – это завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении нескольких веков (XV – XIX вв.) навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран – Эстонии, Латвии, Литве. Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в техническом, экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы, в результате такого вмешательства, теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране и навязываемые ею новые ценности, воспринимаются значительной частью общества, как неприемлемые, враждебные. В таких случаях, реформаторы воспринимаются представителями «традиционной» культуры как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России.

По мнению А.С.Панарина, «большевизм возродил азиатский способ производства, отбросил Россию «ко временам восточных деспотий».

Современные реформы, проводимые в России, вынуждают значительную часть населения страны вернуться к таким примитивным способам производства, как огородничество и собирательство. Примитивный способ производства, невыносимые условия жизни и кризис нравственности отбросили значительную часть населения страны на многие столетия назад в эпоху варварства. Деградация основных культурных ценностей российского народа является уже свершившимся фактом.

Смотрите также:





 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА new
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   ПРОЗА
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!