Семья и семейные проблемы глазами студентовТема «Семья и брак» в курсе социологии всегда вызывает повышенный интерес студенческой аудитории, и это вполне закономерно. В РХТУ им. Д.И. Менделеева студенты инженерных специальностей изучают социологию на третьем-четвертом курсах в возрасте 19-20 лет. Это тот возраст, когда молодые люди всерьез задумываются о создании собственной семьи, а примерно 5% из них уже вступили в брак. Кроме того общий кризис, в котором российское общество находится уже много лет, весьма негативно отразился на институте семьи. В стране снижается количество заключенных браков, увеличивается количество разводов, растет число бездетных и малодетных семей, увеличивается внебрачная рождаемость и т.д. Рыночные отношения и связанные с ними экономические трудности, затронувшие большинство российских семей, заставляют по-новому взглянуть на способы и формы организации семьи и брака. Студенты, как одна из наиболее заинтересованных категорий граждан, которым предстоит непосредственно создавать новые семейно-брачные отношения, принимают самое активное участие в обсуждении семейных поблем. Об этом свидетельствует и тот факт, что из многих тем, предлагаемых для написания курсовых работ по социологии, примерно третья часть студентов отдает предпочтение работам, так или иначе затрагивающим проблемы семьи и брака. В связи с выше изложенным, у меня как у преподавателя социологии возникла идея и потребность провести небольшое (локальное) социологическое исследование по выявлению взглядов, представлений, мнений студентов о семье и семейных проблемах. Исследование проводилось среди студентов 4-го курса силикатного и физико-химического факультетов, а также 3-го курса инженерно-химического и полимерного факультетов в 2000 – 2001 учебном году. Поэтому оно носит частный характер и не претендует на репрезентативность в более широких масштабах, но в сопоставлении с другими аналогичными исследованиями оно может «пролить» определенный свет на затронутую проблему. Всего было опрошено 70 человек: 41 студентка и 29 студентов из всех указанных выше факультетов. Вся полученная в ходе исследования информация для удобства анализа была распределена по отдельным блокам вопросов, каждый из которых имел свои определенные цели. Так первый блок вопросов направлен на определение места семьи среди жизненно важных ценностей студентов, на цели создания семьи и ее ценности для конкретного человека. Второй блок вопросов преследует цели выявления того, как студенты оценивают брак своих родителей и как они предполагают строить свои супружеские (семейные) отношения в перспективе. Вопросы третьего блока затрагивают проблемы и перспективы выбора спутника жизни. Четвертый блок вопросов направлен на выявление отношений студентов к деторождению. Пятый блок посвящен приоритетам брачного выбора.
Результаты и краткий анализ полученных данных.
Рассмотрим результаты полученных данных и их анализ по блокам в последовательности, приведенной выше.
I. На вопрос «Какие жизненные ценности для Вас являются наиболее важными?» из 14 предложенных для «оценки» ценностей наиболее приоритетными для студентов оказались следующие (см. табл. 1):
табл. 1
Прежде чем создавать семью, необходимо подумать над следующими вопросами: «Зачем (для чего) люди создают семью?» и «В чем ценность семьи для человека?» Варианты ответов на эти вопросы, получившие наибольшее количество выборов респондентов сведены в таблицу 2.
Табл. 2
Ответы, полученные на вопросы первого блока, показывают, что для студенток (девушек) семья является важнейшей жизненной ценностью, 45% из числа опрошенных поставили эту ценность на первое место, еще 35% - на второе. Семья у них ассоциируется с любовью, с рождением и воспитанием детей. Студентки в меньшей степени (по сравнению с оценками студентов) склонны считать, что семья – это место отдыха и восстановления сил (58,5% против 70%), они меньше задумываются о приобретаемом в семье статусе (31,7% против 58,6%) и о семье как способе выживания в сложное время (14,6% против 24,1%). Студенты (юноши) в своих ответах более практичны и эгоистичны. Среди важнейших жизненных ценностей на первом месте, по итогам опроса, у них оказалась такая ценность как «здоровье», на втором «любовь», а «счастливая семья» (хотя и с небольшим отрывом в показателях от первых двух ценностей) лишь на третьем месте. Для студентов более приоритетными (в сравнении с ответами студенток) являются такие функции семьи как рекреативная (отдых, восстановление сил), статусно-ролевая, хозяйственно-бытовая.
II. Большое влияние на представление молодых людей о семье и браке имеет семейный опыт их собственных родителей. Психологи утверждают, что дети из благополучных семей, как правило, желают видеть в качестве спутника жизни человека, похожего на одного из своих родителей. Благополучная родительская семья может также служить образцом для создания детьми своих собственных семей. Чтобы подтвердить или опровергнуть приведенные утверждения, рассмотрим и проанализируем результаты ответов на вопросы второго блока (табл. 3)
Табл. 3
Варианты ответов на все три вопроса второго блока в основном коррелируются между собой. Но студентки более критичны в своих оценках. Так если 75,9% студентов оценивают брак своих родителей как нормальный или идеальный, то у девушек этот показатель составляет 61%. 19,5% студенток считают брак своих родителей неудачным. Если к этому показателю прибавить количество неполных семей (также 19,5%), то получается, что 39% студенток живут в «неудачных» родительских семьях. У юношей этот суммарный показатель составляет 24,1% (20,7 неполных и 3,4 «неудачных»). Поэтому вполне логичным является нежелание 43,9% девушек строить свою семью по образу и подобию семьи своих родителей. У студентов этот показатель составляет 27,6%. Негативное отношение значительного количества девушек к существующим формам семьи и брака возможно обусловлено и тем, что женщина в современной российской семье имеет менее комфортные условия по сравнению с мужчиной. В целом лишь незначительное число студентов хотели бы строить свою семью по образу и подобию семьи своих родителей и иметь в качестве спутника жизни человека, похожего на одного из родителей. Это свидетельствует о том, что ни «идеальный», ни «нормальный» варианты браков своих родителей (как образец для подражания) не устраивают в полной мере подавляющее большинство студентов. О неблагополучном состоянии современной российской семьи говорит и тот факт, что более 20% студентов живут в неполных семьях.
III. Выбор будущего супружеского партнера является одним из самых ответственных шагов на пути к созданию семьи. Из каких социальных слоев и по каким критериям предпочитают студенты выбирать себе спутника жизни, мы узнаем проанализировав ответы, полученные на вопросы третьего блока (табл. 4).
Табл. 4
Из приведенных данных следует, что для студенток статус будущего партнера по браку имеет важное значение, 73,3% девушек предпочитают выбирать себе мужа из равного или более высокого социального статуса. Для студентов этот показатель не так важен, хотя и среди юношей (17,2%) есть желающие повысить свое социальное и материальное положение таким способом как брак. При выборе спутника жизни студенты наибольшее предпочтение отдают таким качествам как ум, порядочность, красота, предприимчивость. При этом «ум» и у девушек и у юношей стоит на первом месте. В предпочтениях по другим качествам имеются определенные расхождения. Студентки хотели бы иметь мужа умного, порядочного и предприимчивого, а студенты – жену умную, красивую и порядочную. Следовательно, студентки красоте мужа предпочитают его предприимчивость, а студенты – наоборот; для них более приоритетным качеством жены является красота. Существенные расхождения имеются и в ответах на третий вопрос третьего блока. 63,4% студенток считают, что материальный достаток семьи должен обеспечивать в основном муж. С ними солидарны лишь 44,8% студентов. Большинство же студентов считают, что «добытчиками» в семье должны быть оба супруга. Очевидно, наученные реальной действительностью нашего общества и опытом своих родителей, 55,2% юношей и 36,6% девушек считают (знают), что большинство мужчин в одиночку (без помощи жен) не в состоянии обеспечить материальный достаток семьи. IV. Одним из показателей кризиса современной семьи является снижение рождаемости. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на каждую семью в среднем приходилось по 2,5 ребенка. В России этот показатель в настоящее время менее 1,5 ребенка на семью. Рассмотрим, как студенты относятся к деторождению и что, на их взгляд, сдерживает воспроизводство населения нашей страны (табл. 5)
Табл.5
Большинство студентов (68,3% девушек и 58,6% юношей) считают, что для благополучной семьи необходимо иметь двоих детей. Значительное количество студентов (24,4% девушек и 31,0% юношей) придерживаются мнения, что в благополучной семье должно быть три ребенка и более. В ответах на второй вопрос четвертого блока наблюдается увеличение числа студентов, желающих иметь только одного ребенка и уменьшается количество желающих иметь двух, трех и более детей. Среди девушек есть и те, кто не желает иметь ни одного ребенка, но они составляют лишь 2,5%. Еще более пессимистичные показатели по проблемам и перспективам рождаемости были получены в ответах на третий вопрос четвертого блока. Значительное большинство студентов (63,4% девушек и 69,0% юношей) считают, что средняя российская семья может иметь и нормально обеспечивать только одного ребенка; иметь троих и более детей такой семье не по силам. При этом наибольший пессимизм (или реализм) содержится в ответах студенток. 22,0% девушек читают, что средняя российская семья не может иметь и нормально обеспечивать ни одного ребенка. С ними солидарны 3,4% юношей. Если учесть тот факт, что большинство студентов причисляют себя и своих родителей к «низшему среднему классу» в социальной структуре общества, то их пессимизм вполне обоснован.
V. Что же необходимо для счастья и благополучия семьи? И что может стать причиной ее распада? – рассмотрим вопросы пятого блока (табл. 6).
Табл. 6
Несмотря на то, что тяжелые материальные условия во многом ограничили дееспособность современной российской семьи и обострили ее кризис, большинство студентов считает, что для счастья семьи необходимы, прежде всего, хорошие межличностные отношения, такие как привязанность, взаимопонимание, любовь, терпение, тактичность. И вполне естественным является то, что наиболее веским поводом для развода студенты называют «отсутствие взаимопонимания и общности интересов». Высокий уровень доходов в семейном благополучии имеет существенное значение для 43,9% девушек и 48,3% юношей. Но наиболее веским поводом для развода экономические трудности могут стать лишь для 2,5% девушек и 3,5% юношей. Вторым по числу выборов «поводом для развода» студенты отметили вариант «алкоголизм и наркомания одного из супругов» (63,4% девушек и 48,3% юношей). Эти данные свидетельствуют о том, что проблема алкоголизма и наркомании в семейных отношениях становится одной из основных, и студенты знают об этом. Анализируя ответы на второй вопрос пятого блока, можно сделать вывод, что благополучный брак, по мнению студентов, складывается не из чувств и эмоций или голого расчета, а из варианта, когда любовь и расчет дополняют друг друга. Подавляющее большинство студентов (75,6% девушек и 86,2% юношей) отдают предпочтение такому варианту.
Смотрите также:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов с сайта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||