Межполовая эротическая любовь. Часть 1

Межполовая эротическая любовь. Часть 1

Понятие, структура, сущность

На протяжении столетий и даже тысячелетий люди пытаются дать точное определение такому феномену нашей жизни как любовь. Но дискуссии продолжаются, а истина, подобно горизонту, отодвигается от исследователей, по мере приближения к ней. Не претендуя на безусловность и оригинальность выводов и определений, попытаемся и мы изложить свое видение этого социально-психологического явления и социально-философского понятия.

Любовь - очень емкое, многогранное и многофункциональное понятие. Если классифицировать любовь по видам и объектам любви, то можно выделить следующие: материнская любовь, любовь между родителями и детьми, братская любовь, любовь к Богу, любовь к себе и т.д. Но для нашего исследования интерес представляет только один вид любви - это эротическая межполовая любовь.

С этой точки зрения любовь можно определить как интимное, глубокое, относительно устойчивое чувство объекта, обусловленное сексуальными и иными потребностями в единении с другой личностью противоположного пола. Это также особое чувственное состояние, отражающее субъективное отношение человека к самому себе, к объекту любви и к окружающему миру.

Такое чувство как любовь отличается высокой мотивационной значимостью, побуждающей субъекта к деятельности по удовлетворению потребностей во взаимности с избранным объектом. При этом сам объект наделяется особыми положительными, уникальными качествами и свойствами, которые выделяют его среди других и помещают в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. «Признание неповторимости и уникальности другого является безусловным и обязательным свойством любви»[1].

В зависимости от ситуации и складывающихся отношений, чувство любви может выражаться в различных по форме и содержанию эмоциональных проявлениях, например, таких как радость, восторг, печаль, обида, ревность, гнев, тревога и т.д. При этом проявление чувств у представителей разных культур и психологических типов может быть различным: у одних более сдержанным, у других более эмоциональным.

Те или иные состояния чувства любви могут мотивировать различные поступки. Одни ради любимого человека совершают нечто героическое, другие - идут на преступление, третьи - готовы к самопожертвованию. Но есть и такая категория людей, которые высокому накалу страстей предпочитают здравый смысл и холодный расчет.

По мнению Э. Фрома, «любовь к кому-либо - это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок» [2]. Очевидно, что любовь предполагает и чувство, и рассудок, но соотношение этих качеств в каждом конкретном случае (у каждого влюбленного) будет индивидуальным.

Истоки любви

В обыденных представлениях и в научных теориях существует множество различных версий и концепции об источниках (факторах), способствующих возникновению любви. Условно можно выделить следующие версии происхождения эротической любви: биологическую, мифологическую, философско-этическую, религиозную, психологическую, социально-психологическую, эволюционную.

Биологическая версия исходит из того, что у человека, как биосоциального вида животных, в период полового созревания возникают биологические сексуальные потребности, определяемые как объективной (природной) необходимостью всего живого в продолжении рода (родовой инстинкт), так и физиологическими особенностями индивида.

Но в отличие от животных, в человеческом обществе биологическое в определенной мере снимается и выступает в превращенном виде как социальное.

Мифологическая версия основана на представлениях людей античных времен. Так, Платон (пятый век до н.э.) в своих рассуждениях о любви в книге «Пир» упоминает якобы рассказанную Аристофаном притчу, которая (по мнению Платона) сложилась уже много тысячелетий назад.

Суть притчи в том, что изначально существовали люди-андрогины, представлявшие собой как бы соединенных вместе двух людей. «Тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано» [3]У андрогинов было три пола: мужской, женский и смешанный. Они обладали невероятной силой и ловкостью и представляли определенную угрозу самим богам. Чтобы устранить конкурентов, всемогущий Зевс разделил каждого андрогина на две части. И с того самого времени каждый человек ищет свою половинку, чтобы воссоединиться. Следовательно «любовью называется жажда целостности и стремление к ней»[4]. Любовь, по Платону, это также воспоминание (ностальгия) о прошлом идеальном состоянии людей и поиск этого идеала.

Можно было бы и не упоминать в научной статье красивую легенду об андрогинах, но слишком уж велико в общественном сознании понимание любви как соединения двух «половинок». Так, еще до Рождества Христова в Римской империи в один из весенних дней устраивался праздник в честь богини «лихорадочной» любвиJuno Februata, целью которого являлось желание найти свою «половинку» [5].

И сегодня в своих обыденных представлениях люди, незнакомые с произведениями Платона, рассматривают мужа и жену (по отдельности) как половинки целого.

Версию о возникновении любви в результате соединения двух «половинок», но только однородных, сходных по качествам душ, описывает в своих произведениях известный арабский поэт и ученый Ибн Хазм (994-1064 гг.). Он пишет, что «Аллах великий и славный» сотворил для каждой души пару. Вернее «пара для души возникла из нее же». Из этого следует, «что причина любви - соединение в их основной возвышенной стихии частиц души, разделенных в здешней природе» [6].

Философско-этическая концепция любви по сути, также как и мифологическая, берет начало от платоновского «Пира», где Платон обосновывает необходимость не только физической сексуальной близости влюбленных, но и их духовного единения. При этом приоритет отдается именно духовным качествам, нравственному совершенствованию любящих. «Низок же тот пошлый поклонник, который любит тело больше, чем душу», -пишет Платон. - «он к тому же и непостоянен, поскольку непостоянно то, что он любит» [7].

Необходимо отметить, что Платон отдавал предпочтение однополой мужской любви, отодвигая на задний план межполовую эротическую любовь и семью. Но сама постановка вопроса о том, что любовь требует от влюбленных «великой заботы о нравственном совершенствовании» [8], способствовала возникновению представления о «платонической любви», как о любви, в которой доминирует духовное начало.

Религиозная (христианская) концепция утверждает, что любовь имеет божественное происхождение: «Бог - есть любовь», а одна из заповедей гласит: «Возлюби ближнего...». Но здесь речь идет прежде всего о любви к Богу, а уже через него ко всему сущему. При этом человек ставится в зависимое положение. Он постоянно должен каяться, замаливать грехи и прославлять Бога, чтобы спасти свою душу. Суть проблемы состоит в том, что христианская религия исходит из врожденной греховности человека. Сексуальные отношения допускаются только между мужем и женой и только с целью зачатия потомства. По мнению Л.Н. Толстого: «Идеал христианина есть любовь к богу и ближнему, есть отречение от себя для служения богу и ближнему; плотская же любовь, брак, есть служение себе, и потому есть, во всяком случае, препятствие служению богу и людям, а потому с христианской точки зрения - падение, грех» [9].

Одним из наиболее ярких представителей психологической концепции происхождения любви является Зигмунд Фрейд. Он считал, что «бесчисленные особенности любовной жизни человека и навязчивость самой влюбленности можно вообще понять, только установив их отношение к детству и сохранившееся влияние этого детства» [10].

Фрейд отвергает бытовавшие ранее представления о том, что любовь приходит к человеку в период половой зрелости. По Фрейду, уже в раннем детстве у ребенка начинают развиваться чувства любви и желание межличностного единения. Он привязывается к одному из родителей, ревнует его к другому, видя в последнем соперника. Таким образом, именно в родительской семье у детей закладываются основы будущей эротической любви. Нои истоки ненависти, агрессивности, конфликтности в супружеских отношениях также следует искать в родительской семье.

Повзрослев, ребенок забывает о своем влечении к одному из родителей, а запрет на инцест способствует подавлению его сексуальных вожделений. Но когда приходит время выбирать себе брачного партнера, то человек подсознательно выбирает себе того, кто напоминает ему родителя, к которому он в детстве испытывал любовные чувства. Следовательно, любовь в определенной мере обусловлена прошлым жизненным опытом человека. В целом же, по Фрейду, любовь основывается на двух факторах: 1) неосознанном сексуальном влечении (либидо) и 2) пропущенных через сознание требованиях культуры, которые выполняют роль цензора и придают любви социальные формы [11].

В качестве примера социально-психологической концепции происхождения любви можно рассмотреть некоторые взгляды на эту проблему Эриха Фромма. Он считает, что в ходе своего эволюционного. развития, человек выделяется из окружающей его природной среды и становится социальным существом, неспособным жить в одиночестве. Отсюда возникает стремление человека к единению с сообществом себе подобных, в ущерб своей свободе и индивидуальности. Кроме того, наделенный разумом, человек осознает конечность своего индивидуального существования, и это осознание преследует его повсеместно. Чувство страха, неопределенности, беспокойства, ощущение одиночества и отчужденности -вот цена, которую платит человек за свое отделение от природы, за обладание разумом [12]. Чтобы преодолеть свою (осознанную разумом) отчужденность, человек также стремиться к единению с другими. Наибольший эффект такого единения человек достигает через различные типы любви (родительскую, братскую и др.) Из всех типов любви Фромм особо выделяет эротическую любовь, которая представляет возможность не только межличностного единения, но и полного слияния двух влюбленных[13].

Развитие социальных и духовных качеств общества и индивида позволили последнему «выделиться» из общей социальной среды (рода, племени, патриархальной семьи) и стать субъектом индивидуальной эротической любви.

Эволюционная версия происхождения любви исходит из того, что «любовь обладает большой ценностью в перспективе выживания» [14]. В небольших первобытных сообществах (род, племя) враждебные отношения между соплеменниками могли привести к дестабилизации, а то и к распаду (гибели) социальной общности. В равной мере это свойственно и для больших сообществ. Те же. «кто испытывает любовь, награждаются уверенностью в жизнестойкости потомства, наследующего способность любить, их век длится дольше» [15].

Существуют и другие теории происхождения любви, но рамки нашего исследования не позволяют их рассмотреть.

Влюбленность и любовь

В иерархии жизненно важных ценностей такая ценность как «встретить любимого человека» для большинства молодых людей стоит на первом месте. В поисках и ожиданиях такого события юноши и девушки создают в своем воображении идеальный образ будущего любимого или любимой. Настроенный подобным образом, индивид находится в состоянии предрасположенности или готовности к идеальной эротической любви. И, если на его жизненном пути встречается человек, в той или иной мере соответствующий воображаемому идеалу, то вполне вероятно, что у этого индивида возникнет чувство влюбленности.

Но влюбленность еще не любовь. Индивид («Он») влюбляется не в реального человека, а в его идеальный образ, который сформировался в его воображении. И, если «Она» также увидела в «Нем» нечто похожее на воображаемый ею идеал, то и с ее стороны возникает влюбленность. Ответная влюбленность может возникнуть как в результате «самосозревания» - страстного желания встретить любовь, так и в качестве ответа на «вызов» со стороны претендента на взаимность, по принципу индукции.

Взаимная влюбленность способствует тому, что влюбленные создают свой не вполне реальный мир, в котором общаются два идеальных образа, а не конкретные личности. Идеализируя друг друга, влюбленные не видят или стараются не видеть имеющиеся у них недостатки. Они «способны любить даже рану на теле влюбленного, испытывая к ней нежность» [16].

Причины возникающих неудач, недоразумений и конфликтов влюбленные склонны искать не в себе, а где-то во вне, например, в «плохих» людях, в отживших традициях, в неблагоприятно складывающихся обстоятельствах и т.д. Они готовы объявить войну всему, что препятствует их единению. По мнению Ф. Альберони, «влюбленность сама ищет эти препятствия, мечтает о трудностях... Объясняется это. очевидно, тем. что без препятствий не может существовать и влюбленность» [17].

Влюбленность - это экстремальное состояние чувств, которое нередко затмевает разум. В состоянии влюбленности человек способен на самые неординарные, порой безрассудные поступки. Многие сравнивают влюбленность с болезнью, которая, к счастью или к сожалению, рано или поздно проходит.

Пока объект любви не доступен, или на пути к его обладанию периодически возникают преграды., влюбленность, как правило, сохраняет «высокий накал напряжения» и может существовать достаточно продолжительный период времени, то затухая, то разгораясь вновь. История знает немало примеров, когда двое влюбленных, разлученных теми или иными обстоятельствами, многие годы и даже десятилетия сохраняли свои чувства по отношению друг к другу. А возникавшие на пути к их единению различные испытания лишь подливали масло в костер любовной страсти.

Но когда объект любви становится вполне доступен, открыт для познания и для утоления страсти, то, как говорится, наступает «момент истины», момент переоценки ценностей. Влюбленные общаются уже не как идеальные образы в созданном ими же идеальном мире, а как конкретные индивиды со всеми своими достоинствами и недостатками. Проблем, которые мешали их единению, уже не существует. Но вместе с тем отпала и необходимость совершать неординарные поступки, демонстрируя свою смелость, отвагу, преданность, жертвенность. Пропала интрига и романтика коротких, но столь желанных встреч. А главное - это то, что уже нет больше повода мечтать о том счастливом времени, когда «Он» и «Она» получат возможность беспрепятственно наслаждаться друг другом. Это время наступило., а вместе с ним появились и новые проблемы - проблемы повседневного совместного проживания. И теперь события могут развиваться по двум основным сценариям.

  1. Если чувства влюбленности основывались только на слепой, безумной страсти, то они постепенно начинают угасать и, в конце концов, исчезают совсем, оставив после себя сладкие воспоминания или горькие разочарования.
  2. Если же эти чувства имели под собой более серьезные основания, например, такие как взаимное уважение, общие цели и интересы, осознанную ответственность за свои поступки, то тогда влюбленность постепенно переходит в менее страстные и спонтанные, но более глубокие и стабильные чувства любви.

Влюбленность и любовь - схожие, но не тождественные понятия. Для влюбленности в наибольшей степени характерна эмоционально-чувственная составляющая. Это экстаз и страдание, это поиск экстремального, это нарушение существующих норм и традиций, это стремление к невозможному.

Любовь же - это установление определенной стабильности. Она строится на принятии существующих реалий и не требует невозможного. Любовь возникает на основе договора и равноценного обмена. В любви человек воспринимает возлюбленного таким, каков он есть в действительности [18].

Ф. Альберони сравнивает влюбленность с цветком (состояние зарождения). А любовь - с плодом (состояние установления). «Плод рождается из цветка., но плод не есть цветок. И бессмысленно выяснять., что лучше - цветок или плод: для жизни важно и то, и другое» [19].

 

[1] Альберони Ф. Дружба и любовь: Пер. с итал. Общ. ред. А.В. Мудрина-М.: Прогресс, 1991.С. 210.

[2] Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990. С. 73.

[3] Платон. Пир // мир и эрос. Антология философских текстов о любви. -М.,1991.С.18.

[4] Платон. Пир // Мир и эрос. Антология философских текстов о любви. -М., 1991. С.19.

[5] Епифанова С. Любовь! //Известия. Тематическое приложение. 11 февраля 2002 г,

[6] Ибн Хазм. Из «Ожерелья голубки». Слово о природе любви // Мир и Эрос. С. 326.

[7] Платон. Цит. Соч. -С. 15.

[8] Там же.

[9] Толстой Л .Н. Послесловие к «Крейцеровой сонате» // Мир и эрос. М., 1991. С. 251.

[10] Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. 2-е изд., Минск, 2001. С. 101.

[11] Фрейд 3. Цит. Соч. С.98-101.

[12] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С.34-35.

[13] Фромм э. Искусство любить: Исследование природы любви. М., 1990. С.69.

[14] Аккерман Д. Любовь в истории. - М.: КРОН-ПРЕСС. 1995. С. 129,

[15] Там же.

[16] Альберони Ф. Цит. Соч. - С. 189.

[17] Там же.-С. 195.

[18] Альберони Ф. Цит. Соч. - С.263.

[19] Там же. - С. 225.

Смотрите также:





 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА new
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   ПРОЗА
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!