Конфликт во благоОбласть: Конфликтология Название данной статьи кажется парадоксальным. У большинства людей конфликт ассоциируется с негативом: разрывом отношений, скандалами, столкновениями, борьбой, войнами, эмоциональными переживаниями и т. д. И такие ассоциации в значительной степени верны. Большинство конфликтов в историческом прошлом и в нашей повседневной жизни разрешались и разрешаются не лучшим образом. Мы живем в конфликтном мире и в конфликтном обществе. И это надо воспринимать как данность. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта и использовать его для позитивного решения возникших проблем. Поэтому каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний по конфликтологии и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях для того, чтобы эффектно решать возникающие проблемы и добиваться успеха во всех своих делах. С точки зрения разрешения конкретных противоречий можно говорить о конструктивных и деструктивных функциях (дисфункциях) конфликта. Первые направлены на разрешение возникших противоречий, вторые – на их углубление. В теории конфликта также используются такие понятия как позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) функции конфликта. Эти понятия в большей степени отражают субъективно-объективную оценку развития и последствий социального конфликта. Так, например, Октябрьская (1917 г.) революция разделила не только российское общество, но и мировое сообщество на тех, кто оценивает это событие как позитивное и на тех, кто дает ему негативную оценку. Кроме того, существуют объективные и субъективные оценки конфликта с точки зрения его последствий для конкретных людей. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта - объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой, и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.). Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим общество к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям. В декабре 2006 г. в Москве состоялась презентация книги лауреата нобелевской премии по экономике 2005 года Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта», которая только что вышла в свет на русском языке [1]. Книга написана в основном в рамках социальной (социологической) парадигмы, основу которой составляет теория социального действия и взаимодействия. Конфликт по Шеллингу – это взаимодействие, в котором действия одной стороны зависят от действий другой стороны. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать и находить общие интересы. «Чистый конфликт, - по мнению Шеллинга, - в котором интересы двух противников полностью противоположны, - особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления…По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб» [1, 17]. Такую стратегию в конфликте Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений [1, 29]. Особого внимания также заслуживают разработанные Шеллингом теория сдерживания и теория ограниченной войны. Эти теории могут применяться как по отдельности, для решения определенных задач, так и в рамках единой стратегии конфликта. При этом сдерживание «столь же уместно между друзьями, как и между потенциальными противниками» [1, 24]. Основная идея (философия) предложенных Шелингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях нельзя (нежелательно) воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то шансы друг другу для нахождения компромиссов. Тогда конфликт будет способствовать решению общих проблем [1, 19]. Итак, можно назвать несколько основных критериев, в соответствие с которыми функции и последствия того или иного конфликта могут оцениваться как позитивные (функциональные, конструктивные, положительные) или как негативные. Конфликт оценивается как позитивный:
Аналогичным образом, только с приставкой «не» можно перечислить варианты когда конфликт оценивается как негативный, например: дисфункциональный – не способствующий развитию социальной системы и т. д. Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта в наибольшей степени характерные для открытых социальных структур.
Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции: Существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадии спор – противоборство – война, и в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 1). Таблица 1Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок
Из таблицы 1 следует, что от того, к какой категории – оппонент, противник, враг – отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависит и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Рассмотрим, как и в каких случаях применяются эти понятия. Конфликт, в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону эскалации противоборства (спор – противоборство – война), так и в сторону снижения накала борьбы (война – противоборство – спор). Соответственно меняются и другие параметры конфликта (см. табл. 1). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в ходе урегулирования и разрешения конфликта. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» сначала перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а уже последний перевести в конфликт типа «спор». При этом необходимо помнить, что спор (как и любой иной конструктивный конфликт) не является спортивным состязанием, в котором важна победа. В конфликте каждая сторона стремиться решить свои проблемы. Поэтому здесь важна не победа, а успех. Конфликт является одной из форм социального взаимодействия, в котором действия одной стороны во многом обусловлены действиями другой стороны. Поэтому возникшие проблемы желательно решать совместными усилиями. Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например таких:
Чтобы успешно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, необходимо вырабатывать (формировать) в себе такие качества как ассертивность – умение договариваться, находя взаимоприемлемые решения. Для человека, обладающего ассертивностью характерными являются следующие качества:
Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Известный психотерапевт, доктор Максуэлл Мольц в своей книге “Я – это Я, или Как стать счастливым” [3] предлагает читателям массу полезных советов, способных помочь человеку решить свои личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них:
Но если есть такая возможность, то противоречие не надо доводить до конфликта. А для этого надо помнить следующее: если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем “ввязываться в драку”, необходимо серьезно взвесить все возможные “за” и “против” в предполагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов:
Желательно чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества. Приведенные выше способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций позволяют говорить о том, что противоречия и конфликты можно использовать для решения возникающих проблем. Более подробно эта тема изложена в только что вышедшей книге автора «Основы конфликтологии» [4]. Литература
Смотрите также:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов с сайта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||