Геноцид советского народа в годы ВОВ: задачи институционализации образа жертвы

Геноцид советского народа в годы ВОВ: задачи институционализации образа жертвы

 

Аннотация. В статье анализируются проблемы правовой институционализации и социальной легитимации, уничтоженных фашистскими захватчиками советских людей в годы Великой Отечественной войны (ВОВ). Ставится задача конструирования и легитимации образа жертвы – советского народа и его признания на международном уровне. Анализируется Холокост как метод конструирования образа жертвы. Делается попытка анализа исторических (религиозных, этнических, прагматических) истоков геноцида, как социального феномена, а также его причин и целей в прошлом и настоящем.
Ключевые слова: геноцид, советский народ, холокост, жертва, образа жертвы, конструирование образа, институционализация и легитимация образа.

Постановка проблемы. В постсоветский период и в России, и в мире наблюдается актуализация проблематики «жертвы» в социально-политических отношениях и конфликтах. В России появились жертвы либерализации экономики, жертвы приватизации, жертвы терроризма и др. «Жертвами» объявляют себя большие социальные группы (социальные слои, этносы, нации) и целые государства (например, «жертвы советской оккупации»). Особенно эта проблема обострилась после начала СВО (Специальной военной операции). Политические силы, конструирующие виртуальные образы жертвы, создают управляемые конфликтные ситуации и требуют реальных компенсаций за якобы причиненный им ущерб. А мнимые посягатели на «жертву» идентифицируются как враги. Между тем, многие страны и народы, конструирующие из России образ врага, во время ВОВ находились в составе фашистских войск, совершивших агрессию на СССР и ставших убийцами миллионов советских людей. Поэтому Россия имеет все основания предъявить претензии к потомкам этих убийц, как делают евреи за совершенный фашистами и их подельниками во второй мировой войне Холокост.

Определение понятий. Жертва – невинно пострадавшие в результате каких-то событий и целенаправленных действий люди, которые не причастны к данному событию, не являются его субъектами и причиной. Например, погибшие во время боя мирные жители, или целенаправленно уничтоженные оккупантами, или угнанные на чужбину и пр. Образ в социологии – это обобщенное, социально сконструированное отражение реальных характеристик предметов и явлений в общественном сознании (в представлениях, мнениях, оценках людей). Основная проблематика образа – степень, мера его соответствия/несоответствия отражаемой им реальности. Основной задачей целенаправленного конструирования образ, является конструирование через этот «образ» определенных смыслов. Эти смыслы, призваны стать ценностными ориентациями для многих людей и, возможно, для социума в целом. Они (смыслы) должны способствовать достижению целей субъекта, конструирующего «этот» образ и через него – определенные смыслы. Образ жертвы – это как естественным путем формирующееся представление о жертве, так и целенаправленно сконструированное отражение реальных и мнимых характеристик «жертвы», то есть, целенаправленно созданный с определенными целями образ жертвы.

Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Холокост – систематическое и целенаправленное преследование и убийство евреев германскими фашистами и их сторонниками в Германии, Австрии, Польше, Западной Украине, Прибалтийских странах и в других странах Европы в 1933–1945 годах. Холокост можно представить как одну из форм геноцида, которая стала применяться к одному конкретному этносу – евреям.

Этапы конструирование образа жертвы

В своих многочисленных публикациях я уже подробно излагал авторскую концепцию «конструирования образа жертвы в социальных конфликтах» [1].

Поэтому здесь ограничусь лишь этапами, которые, в основном, необходимы для получения из исходного «материала» – реальной или мнимой жертвы – желаемого и конструируемого образа жертвы:

Актуализация жертвы – через различные средства массовой информации и коммуникации привлечь максимально возможное внимание общественности к проблемам «жертвы», к «невинно» пострадавшим (людям, социальным группам, народам, странам, социальным институтам и др.). «Приватизация» жертвы – необходимо показать (доказать), что «невосполнимую» утрату в лице «жертвы», понесла конкретная сторона конфликта – страна, народ, этнос и др.

Гуманизация жертвы – придание реальной или мнимой жертве определенных свойств и качеств, которые подчеркивали бы ее жизнелюбие и добрые отношения к окружающим. Гуманизация, во-первых, способствует увеличению в массовом сознании значимости понесенной утраты, во-вторых, подчеркивает антигуманный характер посягателей на жертву.

Институционализация жертвы – целенаправленное создание социальных институтов, обусловленных конструируемым образом жертвы. Например, памятников, музеев, научных организаций. Имя жертвы присваивается улицам, городам, поселкам, кораблям и самолетам.

Историзация (мифологизация) образа жертвы. В ходе институционализации создается так же история «жертвы», т.к. любой институт должен иметь свою историю. Мифологизация жертвы предполагает придание образу жертвы (её истории) каких-то вымышленных свойств и качеств, которыми она не обладала в действительности или обладала не в полной мере. Объективация образа жертвы. Это процесс, в результате которого «субъективно» конструируемый образ или произошедшее событие приобретают свою собственную реальность, устойчивость и повторяемость в сознании и поведении людей. Объективность социального явления означает его независимое восприятие от тех индивидов, которые принимали непосредственное участие в производстве этого события.

Легитимация образа жертвы – предполагает не только объяснение и оправдание конструируемого образа, но и признание его целесообразности и правомерности существования другими людьми.

Сакрализация образа жертвы – придание «образу» символического, священного смысла. Сакральная жертва или какой-то её символ становятся основным элементом определенных обрядов, ритуалов, культовых действий.

Реализация образа жертвы в социальных и политических практиках

Во-первых, как элемент социальной реальности и как социальный институт, сформированный образ жертвы оказывает влияние на социализацию и ресоциализацию людей, которые считают жертву «своей». Во-вторых, жертва, как эквивалент социального обмена, с древнейших времен позиционирует людей на тех, кто принес жертву, и на тех, кто повинен в появлении жертвы. Если «в обмен» на понесенную жертву сторона не получила соответствующую компенсацию (ответный дар), то она вправе предъявлять претензии к посягателю. Кроме того, считающая себя обиженной сторона, может целенаправленно конструировать образ врага, повинного в появлении жертвы и не возместившего потерю.

Холокост как целенаправленно сконструированный образ вселенской жертвы

Трагедия Холокоста, как геноцида евреев, сама по себе, безусловно, чудовищна. Во-первых, из-за того, что евреи как этнос, германским фашизмом были объявлены вне закона и подлежали полному уничтожению. Во-вторых, из-за общего количества убитых германскими фашистами и их пособниками евреев – около 6 млн человек. По данным Б.В. Соколова, общее число жертв «окончательного решения еврейского вопроса» в Европе – 5,1 млн человек » [2]. Но в рамках нашего исследования нас интересует, прежде всего, то, насколько масштабно и результативно был сконструирован образ жертвы – Холокост. Как, каким образом проходила его институционализация и легитимация, а также реализация Холокоста в социальных и политических практиках. Ведь из трагедии одного этноса он (образ) приобрел вселенские масштабы, нередко вызывая негатив у некоторых людей.

Например, по мнению Исраэля Шамира, в современном мире, «вместо универсальной всечеловеческой жертвы Христа центральной стала уникальная жертва всесожжения (холокост, по-гречески) евреев, приведшая к воскресению – созданию еврейского государства Йызраиль». При этом людей, сомневающихся в этой «жертве», преследуют по всему миру: «вырази сомнение в жертве евреев – и ты пойдешь, звеня кандалами, в Сибирь». И далее Исраэль Шамир перечисляет многочисленные случаи, когда историков и иных ученых в разных странах арестовывали, депортировали и сажали в тюрьму только за то, что они высказывали «сомнение в уникальности искупительной жертвы Израиля» » [3].

Евреи, сконструировав из своих невинно убиенных соотечественников «жертву массового насилия» – Холокост, во-первых, увековечили их в своей и международной памяти. Во-вторых, немцев – наследников убийц, организовавших Холокост, евреи заставили платить различного рода компенсации жертвам Холокоста.

Другие страны (Венгрия, Польша, Норвегия, Бельгия, Литва) которые были причастны к аресту евреев и к разворовыванию их имущества, также вынуждены были платить компенсации. Даже евреи, пережившие блокаду Ленинграда, в июне 2008 года получили одноразовую выплату в размере 2556 евро [4]. А остальные ленинградцы – жертвы блокады, которых миллионы, никакой компенсации от агрессоров – немцев, финнов и др., устроивших блокаду Ленинграда, не получили, потому что СССР, Россия не позаботились о конструировании из ленинградцев (и не только) образа жертвы геноцида. В-третьих, основательно сконструированный образ жертвы массового насилия является весомым нравственным аргументом, дающим преимущество стороне-жертве в международных делах.

Об основательности конструирования образа жертвы геноцида – евреев, весьма наглядно свидетельствует следующее издание: «История Холокоста и геноцидов. ХХ век: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.А. Альтмана. – М.: МИК, 2022. – 176 с.». Книга издана под грифом «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСТОРИИ ХОЛОКОСТА И ГЕНОЦИДОВ РГГУ».

На титульном листе, внизу, дается пояснение, выделенное жирным шрифтом, что «Пособие подготовлено при финансовой поддержке Фонда «Генезис» и Российского еврейского конгресса», что свидетельствует о заинтересованности определенных этнических организаций в издании книги и в чтении студентам соответствующего курса. К сожалению в содержании этого «пособия», и, очевидно, в структуре читаемого курса лекций, не нашлось места 26.6 млн советских людей (за вычетом евреев), погибших в годы ВОВ (1941-1945 гг.) в результате агрессии фашисткой Германии и её союзников:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………4

Глава 1. Терминология. Источники. Историография……….9

Глава 2. ООН и феномен геноцида…………………………..20

Глава 3. Геноцид армян в годы Первой мировой войны…...28

Глава 4. Холокост как форма геноцида……………………...52

Глава 5. Геноцид цыган………………………………………105

Глава 6. Геноцид в Руанде……………………………………120

Глава 7. Геноцид в Сребренице………………………………130

Глава 8. Холокост и геноцид армян в художественно-эстетическом дискурсе XX – начале XXI веков………………………………138

Список рекомендованных источников и литературы………...171

Еще раз обращаю внимание на то, что пособие называется «История Холокоста и геноцидов. ХХ век…». Следовательно в ней должны, прежде всего, рассматриваться наиболее значимые жертвы (в количественном плане), имевшие место в XX веке, а это, прежде всего, китайский народ, потерявший более 35 млн человек; это советский народ, потерявший около 27 млн человек. Причем, целенаправленные убийства мирного населения и в Китае и на бывшей территории СССР, во время второй мировой войны являются не чем иным как геноцидом. Если же следовать сугубо этническим критериям количества жертв, то в XX веке, безусловно, лидирует Китай. А если рассматривать европейский театр второй мировой, то наиболее существенные потери понес русский народ. Потери которого среди мирного населения составили 6,9 млн человек, а среди бойцов-защитников – 5 млн. 756 тыс., которые вынуждены были умирать, защищая Родину. Следующим по количеству жертв среди мирного населения оказались украинцы (6,5 млн.) [5].

Но суть, даже, не в этом, а в том, что в одном из центральных вузов России – РГГУ – студентам читают курс о «жертвах ХХ веке», но в этом курсе не нашлось места для 27 млн советских людей, подавляющее большинство из которых были русские, украинцы и белорусы.

Редактор книги «История Холокоста и геноцидов. ХХ век…» И.А. Альтмана и Российский еврейский конгресс, безусловно, молодцы. Говорю это без иронии. Они являются одним из реальных субъектов, продолжающих конструировать из евреев жертву Холокоста. Но по данным, проведённой в 2021 году Всероссийской переписи населения, евреями считали себя 82 644 (0,06 %) жителей РФ. По другим данным их около 157 тысяч [6]. Следовательно, подавляющее число студентов РГГУ являются представителями всего многонационального народа России. При этом русские в России составляют 81,53%, татары 3,76%, украинцы 2,97%, чуваши 1,21%, башкиры 0,92%, белорусы 0,82%, мордва 0,73%, чеченцы 0,61%, немцы 0,57%... И этим студентам, наряду со сведениями о народах, указанных в содержании «пособия», необходимо знать и о «своих» жертвах.

Еще раз подчеркну, нельзя забывать о жертвах Холокоста и названный курс лекций имеет право быть. Но для россиян (русских, украинцев, белорусов, татар, чеченцев и др.), которые составляют большинство населения страны, более актуальным является курс лекций о геноциде советского народа, в который входят и евреи. И здесь вопрос и претензии не к инициаторам книги и курса, а, прежде всего, к Правительству РФ, и, прежде всего, к Министерству образования.

Есть претензии и к руководству РГГУ, особенно к его «учебной части». Говорю это с болью, как профессор и доктор наук, много лет, проработавший в этом вузе и репутацией которого я дорожу. В аннотации к «пособию» говорится. Что оно предназначено для студентов (бакалавров и магистров) РГГУ. И что оно «подготовлено на основе работ авторов по истории геноцидов и Холокоста и отражает опыт чтения курсов на факультетах Историческом, Архивного дела и Международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ». Следовательно, курс о «Холокосте» уже имеет свою историю. Правда, на «пособии» нет Грифа о том, кто рекомендовал это «учебное пособие» к использованию в вузе. И это тоже вопрос к руководству РГГУ!

Хотя и к авторам «пособия» есть вопросы и по содержанию книги. Так, глава 7 называется «Геноцид в Сребренице». Название главы звучит как констатация факта геноцида. И автор подробно описывает, как Запад организовал Гаагский суд, чтобы осудить исключительно сербов. Привожу один из фрагментов «главы»: «28 августа на рынке в Сараево произошел взрыв минометного снаряда, который, как утверждалось, был произведен сербской стороной. Через два дня североатлантический альянс без санкции Совбеза ООН начал двухнедельные бомбардировки по позициям боснийских сербов, радикально изменив соотношение сил в БиГ (Боснии и Герцеговине). После них «Соединенные Штаты взяли на себя дипломатическую инициативу, начав так называемый Дейтонский процесс»» [7, с. 132].

Из приведенной цитаты следует, что кто-то «взорвал снаряд» на рынке, но обвинили сербов. Этот взрыв был использован Западными кукловодами как предлог для бомбардировки сербских позиций войсками НАТО, которые две недели уничтожали сербов бомбами, не имея на то «мандата» Совета Безопасности ООН. В результате этих варварских бомбардировок, расстановка сил на фронте изменилась в пользу боснийских мусульман. А уже после этого, США «взяли на себя инициативу» по конструированию из разбомбленных сербов «агрессора», а из боснийских мусульман – «жертву». Но главным в этой истории является то, что Россия не признала все эти весьма сомнительные «конструкции» Гаагского судилища, о чем говориться и в тексте 7-й главы «пособия». Так зачем же российским студентам глава с утверждающим названием «Геноцид в Сребренице»? Не лучше ли проанализировать настоящий геноцид сербов во время бомбардировки в 1999 году авиацией НАТО мирных городов и инфраструктуры Сербии, которая и по сей день не может оправиться от этих бомбардировок?

Что же касаемо Холокоста как «образа вселенской жертвы», то он (образ) сконструирован со стратегическим размахом. И с точки зрения теории и практики конструктивизма, «достоин» всяческих похвал. А с точки зрения его (образа) влияния на людей, то тут не все однозначно. Например, Исраэль Шамир по этому поводу пишет: «…эта успешная стратегия – душевная болезнь, опасная для душ евреев и для жизни всех прочих.

Поэтому я искренне сожалею, что повсюду – от Осло в Норвегии до Маршалловых островов в Тихом Океане, растут, как поганки, музеи холокоста, сводящие с ума евреев, вбивающие им в души опьяняющую ложь о «всемирной ненависти», на которую надо ответить ненавистью и местью» [8]. Но нас интересуют, прежде всего, механизмы конструирования «образа» и его правовая институционализация, и социальная легитимация.

Во «Введении» «пособия», очевидно, редактор И.А. Альтмана пишет: «без изучения Холокоста невозможно полноценное представление об особенностях нацистского оккупационного режима на территории Советского Союза» [7, с. 4]. Возможно это и так. Но основная тема «пособия» и читаемого в РГГУ курса – Холокост-геноцид. Следовательно, необходимо, хотя бы, вводную лекцию посвятить идеологическим и фактическим истокам этого социального явления. А их можно начать с Ветхого Завета.

Религиозные основания геноцида

Древнейшее мифическое описание геноцида содержаться в Библии (Ветхий Завет). Так, Четвертая книга Моисея «Числа» содержит следующее описание геноцида устроенного евреями над Мадианитянами (раздел 31): «И пошли войною на Мадиам, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужского пола… А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их, и все имение их взяли в добычу, И все города их во владениях их, и все селения их сожгли огнем… И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?... Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;» [9].

И далее читаем уже из «Книги Иисуса Навина» о взятии израильтянами города Иерехона (раздел 6): «И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом… А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня… И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле» [10].

Библейские истории, безусловно, являются мифами, но такие мифы верующими людьми, могут восприниматься как руководство к действию. Особенно если, как следует из приведенных историй из Ветхого Завета, геноцидом в этих мифах руководил сам «Господь». И творить геноцид, предписано было самим «Господом», но лишь определенному этносу. В этой связи уместно будет привести слова Исраэля Шамира: «Евреи не более кровожадны, чем остальное человечество. Но безумная мысль об избранности, мания превосходства – расового и религиозного – движущая сила любого геноцида. Если ты веришь, что сам Господь Бог избрал твой народ править миром; если ты серьезно считаешь других «недочеловеками», тебя покарает тот самый Бог, имя которого ты помянул всуе: вместо мирной лягушки он обратит тебя в маньяка-убийцу» [8].

Научные исследования последних лет развеяли миф о божественном происхождении Библии и о многих содержащихся в ней легендах. Об этом весьма убедительно сказал известный иудейский историк Шломо Занд: «Библия, на протяжении многих столетий трактовавшаяся тремя монотеистическими религиозными культурами (иудаизмом, христианством и исламом) как священная книга, продиктованная Богом, чтобы доказать свое величие и связь с миром, с пробуждением современного национализма стала восприниматься как произведение, сочиненное людьми, чтобы реконструировать свое прошлое»[11]. По мнению Шломо Занда, составление Библии (Ветхого Завета) началось примерно в VII веке до нашей эры и продолжилось до первых веков нашей эры [11].

Возникает вопрос о том, с какой целью составители Ветхого Завета вложили в текст идею о превосходстве одного народа над другими. Ведь это – обоюдоострое оружие. В 1930-е годы немецкие фашисты и их подельники тоже провозгласили себя «сверхчеловеками», а в роли «недочеловеков» оказались евреи, цыгане, славяне и др.

Советский народ – жертва геноцида фашистской агрессии со стороны Германии, и её союзников в ВОВ.

Под понятие «геноцид», безусловно, подпадают миллионы советских людей, убитых немецкими захватчиками и их пособниками во время Великой Отечественной войны. Но руководство СССР сразу же, после окончания войны не озаботилось тем, чтобы людские потери страны получили международное признание в качестве «жертв геноцида» и на это были свои субъективные и объективные причины.

В феврале 1946 года цифра потерь в 7 млн человек была опубликована в журнале «Большевик». В марте этого же года Сталин подтвердил эту цифру. В качестве субъективного основания занижения числа погибших, очевидно, является личная ответственность Сталина (и не только) за трагическое начало войны и за огромные потери в целом. А объективным основанием является возникшая к 1946-у году внешняя угроза со стороны США и Англии, которым нельзя было показывать «слабость» СССР.

После смерти Сталина новое руководство СССР осознало, что цифра потерь в ВОВ в 7 млн человек занижена в несколько раз. И было принято решение её поправить на неопределенные «свыше 20 млн человек». И лишь уже в постсоветский период исследователи и политики сошлись во мнении, что реальные потери советского народа составляют 26 млн 600 тысяч человек. В том числе потери Вооруженных Сил составили 8 668 400 военнослужащих. Потери гражданского населения в зоне оккупации – 13 684 700 человек (из них: преднамеренно истреблено – 7 420 400 человек, погибло на принудительных работах в Германии – 2 164 300 человек, погибло от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи – 4 100 000 человек) [5].

О том, что фашистская Германия проводила в отношении советских людей политику геноцида, свидетельствуют и следующие сравнения по количеству вернувшихся на родину немецких и советских военнопленных. Так, при практически равном количестве военнопленных за годы войны (4 559 000 советских солдат и 4 376 300 немецких солдат) из советского плена вернулось на родину 86,5 %, или 3 787 000 солдат, из немецкого — 44,2 %, или 2 016 000 солдат [5].

В постсоветское время, пришедший к власти буржуазный правящий класс был в основном обеспокоен и озадачен разворовыванием и приватизацией советской социалистической общенародной собственности. И еще тем, как бы эту собственность вывести из страны, спрятать за рубежом, а потом и самуму стать частью Запада. Поэтому ему было не до международного признания факта геноцида советского (российского) народа. И лишь в 2014 году, после возвращения Крыма в состав России, когда «возмущенный» Запад стал вводить против России и российской «элиты» различные санкции, а перспектива «вхождения» компрадорской российской «элиты» в западный мир стала весьма призрачной, в стране активизировались патриотически-настроенные силы. И только тогда вопрос о признании советского (российского) народа жертвой геноцида фашистской агрессии со стороны Германии, и её союзников в Великой Отечественной войне, стал реализовываться в реальных судебных разбирательствах и приговорах.

Так, 27 августа 2021 года Псковский областной суд принял решение о признании преступлений фашистов во время ВОВ на территории Псковский областной геноцидом. Как заявил судья, на этой территории нацисты преднамеренно уничтожили более 75 тыс. мирных советских граждан, в том числе 1,4 тыс. детей, а также, свыше 377 тыс. военнопленных. Кроме того, более 192 тыс. жителей региона насильственно отправили на принудительные работы в Германию и Прибалтику [12].

Санкт-Петербургский городской суд 20 октября 2022 года признал блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны преступлением против человечности, геноцидом советского народа. За время блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, по уточненной информации, погибли 1,1 млн мирных жителей. Виновниками в этом преступлении объявлены оккупационные войска Германии и вооруженные подразделения Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии и Финляндии, а также отдельные добровольцы из числа австрийцев, латышей, поляков, французов и чехов. Все они объявлены военными преступниками [13].

19 июля 2023 года Смоленский областной суд признал геноцидом советского народа преступления немецко-фашистских захватчиков на территории региона в годы Великой Отечественной войны. По данным генпрокуратуры, в период оккупации региона – с июля 1941 по сентябрь 1943 года – там погибло более 510 тыс. человек, в том числе 90 тыс. мирных жителей, 300 тыс. военнопленных. Также 120 тыс. граждан насильственно были угнаны с территории области с целью привлечения к принудительному труду [14].

Подобные судебные заседания прошли и во многих других регионах России. Но в этом плане предстоит еще немало сделать для того, чтобы массовые убийства немецкими фашистами и их подельниками мирных советских людей и военнопленных, во время второй мировой войны, были идентифицированы как жертвы геноцида. А наследникам убийц были предъявлены соответствующие иски.

Выше уже говорилось о том, что тот, кто конструирует «образ», по сути, конструирует смыслы. Смыслы исторического прошлого, смыслы настоящего, смыслы будущего. Но мы, почему то, «ленимся» взять инициативу на себя, и позволяем, чтобы кто-то навязывал свои смыслы нам россиянам (русским). Позволяем чтобы наши жертвы предавались забвению, а виновники этих жертв не чувствовали угрызения совести, не несли за свои преступления адекватной ответственности, и продолжали готовить против России новую агрессию.

Если бы СССР-Россия в международных документах засвидетельствовала и закрепила свои людские потери в ВОВ и тем самых сконструировала бы устойчивый образ жертв геноцида, то на международной арене не возникали бы периодически коллизии типа, а кто является победителем во второй мировой войне? И можно было бы не только немцам и финнам, но и целому ряду стран – сторонников фашисткой Германии во второй мировой, предъявить счет за их агрессию и за причиненный ими ущерб СССР и советским людям.

И в этом деле – конструировании образа жертвы – нам можно поучиться у евреев, которые не только создали из невинно погибших соотечественников образ жертвы – Холокост, но и заставили виновников геноцида ответить за их преступления. Из анонсированного выше «пособия» следует, что «Публикации о Холокосте на русском языке за последние 80 лет насчитывают более 1000 названий. С 1995 г. издается «Российская библиотека Холокоста…» [7, с. 18]. Выше уже говорилось о том, что по всему миру строятся музеи холокоста. Проводятся многочисленные конференции и т. п. Это и есть процесс институционализации и легитимации образа жертвы. К которому (процессу) в отношении жертв советского народа в ВОВ, россияне приступили только несколько лет назад.

А теперь поговорим об идеологических и прагматических причинах Холокоста-геноцида. Авторы книги «История Холокоста и геноцидов. ХХ век…» пишут, что «В XIX веке ненависть к евреям опирается на расовую теорию. Научные открытия в биологии, антропологии, языкознании были использованы рядом политиков, философов и общественных деятелей для доказательства преимущества одной (белой) расы над другими и необходимостью «борьбы за существование»» [7, с. 53]. Со своей стороны добавим, что идеологические истоки фашизма восходят к элитарным идеям Платона и Гегеля. Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Следовательно, идеология расовой ненависти давно культивировалась в философских кругах Западной Европы, прежде чем стала воплощаться немецкими национал-социалистами (фашистами) в реальный геноцид.

Но были еще и прагматические причины Холокоста. Как следует из текста «пособия»: «На расовой основе шла консолидация «арийского народного сообщества». Эта теория стала идейной подготовкой к «расовой» войне и обоснованием ненависти к «врагам высшей расы». Для консолидации немцев по «чистоте крови» нацистам нужен был «вечный враг», в борьбе против которого следовало сплотиться. Именно эта роль отводилась евреям» [7, с. 53].

Ещё более приземленной прагматической причиной гонения на евреев в фашистской Германии был элементарный грабеж: «Нацисты создали «Комиссию по еврейской эмиграции», которая заставляла евреев отказываться от своего имущества при выезде из страны, а впоследствии занялась уничтожением евреев» [15]. И вот здесь уместно вспомнить данные, которые приводил социолог Макс Вебер еще в 1895 году: в Бадене на 1 тысячу человек католики имели 589 тысяч марок капитала, протестанты 954 тысячи марок, евреи свыше 4 миллионов марок [16]. Очевидно, и в 1930-е годы у евреев было что отнимать.

Следовательно, идеологические причины геноцида состоят в представлениях о том, что один этнос лучше других, поэтому он должен господствовать над другими. А прагматические причины, прежде всего, заключаются в желании захватить чужие земли, города, недра и иные богатства. А при этом, по возможности уничтожить хозяев всех этих богатств, чтобы некому было предъявлять претензии к грабителям и насильникам. Эти же причины – захват чужих территорий и богатств – были основными и первичными в нападении фашисткой Германии и их союзников на СССР во второй мировой войне. А чтобы оправдать творимый на оккупированных территориях фашистами геноцид, они актуализировали теорию расового превосходства арийцев над евреями, цыганами, славянами и другими, уничтожаемыми народами. Аналогичным образом поступали и европейцы (англичане, французы, голландцы и др.), когда истребляли североамериканских индейцев и превращали в рабов африканцев.

Угрозы геноцида в XXI веке

Казалось бы, история человечества пересыщена историями геноцида, Холокоста и другого рода массовыми убийствами этносов, стран и народов. Но изучение этой страшной истории и чтение курсов о геноциде, не способно остановить массовое насилие одних стран и народов над другими. Пока существует капитализм, в его стадии разложения и агонии, он будет совершать массовое насилие и геноцид.

В XXI веке (как и в XX-м), основным виновником массового насилия и войн является транснациональный капитализм. А ударным кулаком этого капитализма являются США и военно-политический блок НАТО. Среди стран, «недавних» жертв агрессии США и НАТО, можно назвать такие как: Сербия – 1999 год, Афганистан – 2001 год, Ирак – 2003 год, Ливия – 2011 год, Сирия – 2013 год и многие другие.

В 2014 году, благодаря всесторонней поддержке западных спецслужб, на Украине произошел государственный переворот и к власти в стране пришли украинские нацисты. Запад стал усиленно готовить Украину к войне с Россией. И когда конфликтная ситуация между Россией и Украиной достигла критического состояния, Россия вынуждена была начать (СВО) – специальную военную операцию (22.02.2022).

А в октябре 2023 года спецслужбами США и Англии был спровоцирован Израильско-Палестинский конфликт, и начались боевые действия между израильской армией и движением ХАМАС, которое поддерживают другие силы палестинского (арабского) населения Газы и не только. Методы ведения боевых действий со стороны Израиля, многие эксперты называют геноцидом. Так на начало января 2024 года число погибших в секторе Газа палестинцев достигло 29 722, в том числе не менее 10 тыс. детей и 7 тыс. женщин, еще 58 166 человек пострадали [17]. В связи с многочисленными жертвами со стороны мирных жителей сектора Газы, Южно-Африканская Республика (ЮАР) обратилась в расположенный в Гааге Международный суд ООН «в связи с действиями Израиля в секторе Газа и нарушением им Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» [19]. И здесь уже речь идет об институционализации массового насилия и международного признания или непризнания действий Израиля геноцидом. Об этом мы и говорили в нашей статье – о насущных задачах институционализации и легитимации геноцида советского народа в годы ВОВ и о превратностях геноцида в целом.

Постскриптум

Западные страны – главные виновники (за редким исключением) убийства десятков миллионов людей во второй мировой войне, под напором неопровержимых фактов и настойчивостью еврейских организаций, вынуждены были признать Холокост. Но они стараются «ограничить» масштабы своих преступлений и «признаний» исключительно этой «жертвой». Иными словами – откупиться «малой кровью», делая вид, что иных жертв, вроде как и не было. Так, сразу после второй мировой, количество жертв варварской бомбардировки в 1945 году Дрездена авиацией США и Англии оценивалось в 150-200 тысяч человек. Позже западные «специалисты» уменьшили эту цифру до 18-25 тысяч [19]. А в январе 2024 года в городе Дрездене удалили мемориальную надпись о бомбардировке города американскими и британскими ВВС в 1945 году [20].

В Японии (и не только) не принято говорить о том, что ядерные бомбы на города Хиросима и Нагасаки сбросили США. В Польше, на Украине и в Прибалтийских странах сносят памятники советским воинам, освобождавшим Европу от фашистов, и ровняют с землей могилы павших советских воинов. И всё это делается для того, чтобы стереть в народной памяти преступления, совершенные странами Запада и Японией во время второй мировой и снять с себя ответственность за миллионы жертв. Поэтому правовая институционализация и социальная легитимация геноцида советского народа в годы ВОВ, в настоящее время является весьма и весьма актуальной.

И, в завершении: Президент РФ Путин, выступая в Санкт-Питербурге по случаю 80-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады, назвал эту блокаду геноцидом и в очередной раз напомнил о необходимости увековечивания этого (и не только) геноцида в истории [20]. Хотелось бы, чтобы это заявление Президента РФ, стало поводом для внесения соответствующих изменений в читаемый в РГГУ (и не только) курс «История Холокоста и геноцидов. ХХ век…».

Литература

1. См., например Козырев Г.И. «Жертва в социально-политическом конфликте. М., 2008. 168 с.

2.Соколов Б.В. Потери Польши. URL: https://military.wikireading.ru/10275 (Дата обращения 04.01.2024).

3.Исраэль Шамир о противоборстве талмудизма и Христианства в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» URL: https://монархизм.рф/hristianstvo/israel-shamir-o-protivoborstve-talmudizma-i-hristianstva-v-romane-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy/ (Дата обращения 15.01.2024).

4. Компенсации жертвам Холокоста. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0 (дата обращения 07.01.2024).

5. Потери в Великой Отечественной войне. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5 (дата обращения 17.01.2024).

6.10 городов России, где живет больше всего евреев. URL: https://dzen.ru/a/YVQffYdliRp15Cfw (дата обращения 07.01.2024).

7. История Холокоста и геноцидов. ХХ век: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.И. Альтмана. М.: МИК, 2022. С. 132.

8. Исраэль Шамир. Пруд Мамиллы. URL: https://krapivaby.wordpress.com/2011/05/15/пруд-мамиллы/ (дата обращения 11.01.2024).

9. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 2002. С. 192. (31:16 Числа 25:1-9).

10. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 2002. С. 248-249. (6:24 Евр 11:31; 6:25 3 Цар 16:34).

11. Шломо Занд. Кто и как изобрел еврейский народ. URL: https://www.litres.ru/book/shlomo-zand/kto-i-kak-izobrel-evreyskiy-narod-183531/chitat-onlayn/ (дата обращения:

13.01.2024).

12. Васильева Е., Девятова С. Преступления нацистов в Смоленской области в годы ВОВ признал геноцидом. URL: https://iz.ru/1546544/elena-vasileva-sofiia-deviatova/szhigali-morili-golodom-rasstrelivali (дата обращения 11.01.2024).

13.Быканова И. Давние счеты: почему блокаду Ленинграда признали геноцидом. URL: https://iz.ru/1413349/irina-bykanova/davnie-schety-pochemu-blokadu-leningrada-priznali-genotcidom (дата обращения 11.01.2024).

14.Суд признал геноцидом массовые убийства населения Смоленской области в годы ВОВ. URL: https://tass.ru/proisshestviya/18309343 (дата обращения 11.01.2024).

15. Белый Э.Л. Как начинался Холокост. Независимая газета. – 2017. – 20 февраля. № 36. С. 9. Интернет ресурс: URL: https://www.elibrary.az/docs/QAZET/qzt2017_575.htm (дата обращения: 18.01.2024).

16. Кара-Мурза С.Г. Евреи, дисседенты и еврокоммунисты. М., 2002. С. 96.

17. В ХАМАС сообщили о гибели более 30 тыс. палестинцев после эскалации в Газе. URL: https://iz.ru/1631095/2024-01-07/v-khamas-soobshchili-o-gibeli-bolee-30-tys-palestintcev-posle-eskalatcii-v-gaze (дата обращения: 18.01.2024).

18.ЮАР обратилась в суд ООН с требованием признать Израиль нарушителем Конвенции о геноциде. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19654073 (дата обращения: 18.01.2024).

19. Бомбардировка Дрездена. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 20.01.2024).

20 . В Дрездене удалили мемориальную надпись о бомбардировке города американскими и британскими ВВС в 1945 году. URL: https://www.1tv.ru/news/2024-01-16/468949-v_drezdene_udalili_memorialnuyu_nadpis_o_bombardirovke_goroda_amerikanskimi_i_britanskimi_vvs_v_1945_godu (дата обращения: 20.01.2024).

21.Путин назвал блокаду Ленинграда геноцидом. URL: https://tass.ru/obschestvo/19836177 (дата обращения: 28.01.2024).

Смотрите также:





 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА new
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   ПРОЗА
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!