Государственный патриотизм в россии в условиях конфликта цивилизаций

Опубликовано: Социальные технологии, исследования. № 1. 2022. С. 7-19.
При использовании ссылка на первоисточник обязательна

State patriotism in russia in the conditions of the conflict of civilizations

Козырев Геннадий Иванович – доктор социологических наук, профессор, независимый аналитик. Москва, Россия (genkozyr@mail.ru)

Kozyrev Gennady Ivanovich – Doctor of Sociology, Professor, Independent Analyst. Moscow, Russia (genkozyr@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается причины и следствия актуализации государственного официального и государственного неофициального патриотизма в условиях конфликта цивилизаций. Анализируются различные этапы эволюции российского государства с точки зрения необходимости его защиты, актуализации патриотических чувств граждан и их самоидентификации. Рассматриваются различные основания формирования патриотизма. Анализируется также состояние (уровень) патриотизма в современном российском обществе и его виды. Поднимается проблема классовых противоречий и классового патриотизма в условиях обострения конфликта цивилизаций. Ставится проблема выбора между защитой своих личных, классовых и цивилизационных интересов, и защитой «своего» Отечества и Государства.
Annotation. The article discusses the causes and consequences of the actualization of state official and state unofficial patriotism in the context of the conflict of civilizations. Various stages of the evolution of the Russian state are analyzed from the point of view of the need to protect it, actualize the patriotic feelings of citizens and their self-identification. Various grounds for the formation of patriotism are considered. The state (level) of patriotism in modern Russian society and its types are also analyzed. The problem of class contradictions and class patriotism is raised in the context of an aggravation of the conflict of civilizations. The problem of choosing between the protection of one's personal, class and civilizational interests, and the protection of "one's" Fatherland and State is posed.
Ключевые слова: государство, патриотизм, государственный патриотизм, актуализация патриотических чувств, самоидентификация народа, классовый патриотизм, конфликт цивилизаций.
Keywords: state, patriotism, state patriotism, actualization of patriotic feelings, people's self-identification, class patriotism, conflict of civilizations.

Постановка проблемы

В настоящее время Западная цивилизация переживает очередной глобальный кризис, для выхода из которого ей необходимы локальные и региональные войны на чужой территории в чужих цивилизациях. Очередной жертвой такой, инициированной Западом войны, стала Украина, которую Запад несколько десятилетий готовил для войны с Россией. Перед втянутой в войну с Украиной и всем Западом Россией встал судьбоносный вопрос: выстоять и победить коллективный Запад (Западную цивилизацию), либо распасться, как Югославия, и прекратить свое существование в качестве единого могучего государства-цивилизации? В этой связи актуальной становится проблема государственного патриотизма и патриотической идентификации россиян.

Определение понятий

Государственный официальный патриотизм[1] – актуализируется (навязывается) обществу правящим классом как один из способов укрепления и легитимации своей власти и защиты «своего» государства. Он предполагает поддержку и защиту существующего государства, представляющего, прежде всего, интересы правящего класса.

Государственный неофициальный патриотизм присущ нейтрально или оппозиционно настроенным в отношении правящего режима гражданам. Оппозиционеры так же могут быть сторонниками сильного государства как гаранта сохранения страны, но они считают, что у власти стоят «не те люди и не с теми целями» развития страны. В современной России к таким людям можно отнести сторонников КПРФ, движения «За новый социализм» во главе с Николаем Платошкиным и другие левые силы. Нейтрально настроенные граждане-патриоты, это те, кто открыто не высказывает своего отношения к правящему режиму и его политическому курсу.

Государство, государь и патриотизм

Государство возникает на определенной стадии развития общества, как политическая организация, необходимая для того, чтобы регулировать взаимоотношения между различными социальными общностями, и для того, чтобы защищать общество-государство от внешних врагов. Кроме того, государство очерчивает границы, на которые распространяется его власть и которые оно защищает от посягательства других государств и народов.

С позиции классового подхода – государство представляет собой механизм властвования одних социальных слоев и групп над другими. Классический «образец» такого государства, это когда сравнительно небольшая социальная группа, сконцентрировавшая в своих руках ресурсы и власть, защищает и приумножает их, порабощая и угнетая другие социальные слои и классы.

Многие тысячелетия наиболее распространенной формой традиционного государства была монархия (от греческого monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, султану и т.д.) При этом государственная власть в таком государстве, как правило, ассоциировалась с монархом. Так король Франции Людовика XIV во времена своего правления (1643-1715 гг.) самоуверенно утверждал, что «Государство – это я!».

Все подданные монархического государства должны были присягать на верность «своему» монарху. Поэтому понятие «патриотизм» в его современном смысле, в монархическом государстве, нередко, подменялось понятием «верноподданничество» – верность подданного своему монарху и монархической династии. Измена присяги трактовалась как предательство. А для того, чтобы подданные воспринимали власть как «законную» и легитимную, её превозносили как божественную – «всякая власть от Бога». Поэтому религия – неизменный спутник монархии.

По патриотическим лозунгам можно проследить становление российской государственности, православия и российского самодержавия. Так в период феодальной раздробленности, когда религия ещё не являлась идеологической основой идентификации русских земель, воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве). По мере расширения и укрепления христианства на Руси, лозунг трансформируется в: «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина). В начале XIX века в патриотическом лозунге «За Веру, Царя и Отечество» воплотилось единство веры, государя и отечества [2].

Но государственная власть это, прежде всего, власть господствующего класса, который стремиться представить свои личные, династические и корпоративные интересы как общенародные. Именно правящий класс определяет – кто друг, а кто враг; с кем дружить, а с кем воевать армии и народу, демонстрируя «патриотизм» или вынужденную покорность. Поэтому во внутренней политике основной задачей правящего класса является собственная легитимация, а в случае отсутствия легитимности – удержание власти путем насилия над собственным народом.

Наиболее ярким примером такого антинародного государства является Самодержавие в России, превратившее большую часть своего народа в крепостных крестьян, а по сути – в рабов. Кульминацией же бездарности и деградации Самодержавия является спровоцированная им и проигранная война с Японией в 1904-1905 годах и вступление в 1914 году в первую мировую империалистическую войну. Итог Самодержавия был вполне закономерным. В феврале 1917 года, под давлением восставшего народа, Николая II вынудили отречься от престола так называемые «министры-капиталисты», создавшие Временное правительство. А в октябре того же года буржуазное Временное правительство было отстранено от власти большевики.

Социально-психологические причины отождествления фашистского правительства с родиной в Германии 1930-х – 1940-х годов были проанализированы Эрихом Фроммом в работе «Бегство от свободы» [3]. Аналогичный процесс мы сейчас наблюдаем на Украине. Пришедшие там, в результате государственного переворота (2014 г.) нацисты, пытаются предстать патриотами «своей» страны, а остальных украинцев, русских и др. они считают людьми второго сорта.

Государство – это Я

Нередко монархическое (и не только) государство ассоциируется с лидером страны – царём, вождём, диктатором, президентом. Наиболее нагло и безапелляционно эта ассоциация отразилась в уже упомянутом выше утверждении Людовика XIV – «Государство – это я!». Не менее пафосно звучал «патриотический» призыв российского самодержавия – «За Веру, Царя и Отечество!», в котором царь, также, ассоциируется с государственностью.

Уже в Советский период, в СССР, в призыве «За Родину, за Сталина!», Сталин олицетворялся и с господствовавшей в СССР идеологией и с государственностью. Да и сейчас для многих россиян сталинизм является своего рода идеологией или символом справедливого социалистического Государства. Возможно, поэтому в пику сталинизма нынешние идеологические стратеги правящего класса пытаются внедрить в сознание россиян такое понятие как «путинизм». Некоторые представители правящего класса современной России пытаются ассоциировать российскую государственность с президентом В.В. Путиным. Так, председатель Госдумы Вячеслав Володин в своих публичных выступлениях неоднократно заявлял, что без Путина нет современной России [4].

Но в целом от лидера станы во многом зависит уровень патриотических настроений. Россияне с содроганием и чувством брезгливости и стыда вспоминают времена правления Горбачева и Ельцина, когда эти президенты предавали и продавали свою страну и государство.

С целью легитимации своей власти, лидер страны должен проводить мудрую политику по отношению ко всем слоям населения. Как советовал Н. Макиавелли в своей книге «Государь»: «мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесточать знать и быть угодным народу» [5]. Такому государю (по Макиавелли) для своей защиты не нужны крепостные стены. А бездарного правителя никакие стены не спасут. Так, трёхсотлетняя династия Романовых закончилась в феврале-марте 1917 года, во многом из-за бездарной и преступной политики Николая II и его непосредственных предшественников. В результате Россия утратила свою государственность и была ввергнута в «смутное время». Утрата государственности произошла и в результате правления Горбачева и Ельцина.

Классовые основания патриотизма

В период формирования государства и деления общества на классы, возникают различные представления о патриотизме у господствующего и угнетаемого класса. Удельный князь и его дружина стремиться укрепить границы своей вотчины и ослабить или присоединить соседнее княжество. Поэтому феодальная эпоха изобилует междоусобными войнами, в которых удельные князья ведут себя как хищники, пытающиеся захватить сопредельные земли и навязать там свое право собирать дань с подневольных крестьян. При этом отношение феодальной знати к угнетаемым ей крестьянам презрительно снисходительное, как к низшей расе или домашнему скоту, обделенному от рождения нравственностью и умом. О таком патриотизме Л.Н. Толстой писал: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти» [6].

А вот крестьянский патриархальный патриотизм неизменно связан с землёй-кормилицей. Поэтому крестьяне и «простой люд» во все времена, по мере возможности, стремились защитить свой род и свои земельные угодья, свое поселение и нередко спасали российскую государственность, утраченную по вине правивших элит.

В эпоху капитализма коммерческие интересы буржуазии нередко превалируют над национальными интересами государства-страны. Поэтому для капитала, особенно крупного транснационального ¬– родина там, где больше прибыль. В этом и состоит один из важнейших аспектов классовой природы патриотизма. Так, в постсоветской России правящий класс призывает народ к патриотизму, а компрадорская буржуазия, интересы которой защищает этот самый правящий класс, разворовывает страну и вывозит общенародные ресурсы за рубеж. Таким образом, в частности, проявляется классовая природа патриотизма в современной России.

Империя, цивилизация и патриотизм

Империя – могущественное государственное образование, состоящее из метрополии – главенствующего государства и нескольких присоединившихся или завоеванных стран и народов. Таковыми являлись, например, Римская, Византийская, Британская, Российская и др. империи. Цивилизация – определенная культурная, религиозная, этническая и др. идентичность людей [7].

Среди историков не утихают споры по вопросу, а являлся ли империей Советский Союз? И как складывались отношения по поводу защиты «единого» отечества у разных народов, которые входили в СССР?

Классическая империя предполагает, что метрополия живет и богатеет за счет присоединенных или завоеванных народов. Если же СССР и можно было назвать империей, то это была империя наоборот. Правительство СССР стремилось за счет Центральной России поднять уровень экономического и культурного развития отсталых национальных окраин до общесоюзного уровня. В дальнейшем такое положение закрепилось и стало, как бы, нормой. И две республики-доноры – РСФСР и Белоруссия – производили продукции значительно больше, чем потребляли. А больше всего от «нахлебников» страдала РСФСР, которая производила в 1,8 раз больше, чем потребляла сама [8]. Потом это «содержанство» превратилось в правило и традицию. А Прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) особенно щедро датировались с целью демонстрации Западным странам «высокого уровня благосостояния» в СССР. При этом Центральная Россия, особенно Нечерноземье, жила довольно скудно.

Диспропорция в производстве и потреблении во многом сдерживала развитие регионов Центральной России, вымывала квалифицированные кадры, которые целенаправленно посылались руководством страны в национальные окраины для их (окраин) ускоренного развития. А многие русские переселялись из нищей Центральной России в регионы добровольно, так как там было сытнее. Так, в период расцвета СССР в 1961 году доля национального дохода на жителя прибалтийских республик варьировалась в районе 717-720 рублей при общесоюзном показателе в 589 рублей [9].

Одной из причин распада СССР, по моему (и не только) мнению, стало то, что Россия устала датировать за свой счет союзные республики (кроме Белоруссии, которая также была в СССР донором). Союзное руководство изымало из потребительской корзины РСФСР почти 1/3 произведенного в ней продукта на дотации другим республикам [10]. Приведенные в сноске данные «о том, кто кого кормил в СССР», в Советское время были закрытой информацией, чтобы россияне не возмущались и продолжали терпеть несправедливость. Другой основной причиной распада СССР был цивилизационные различия между народами Центральной России и народами многими республик, входивших в состав Союзного государства.

Как русский, родившийся в 1948 году в Таджикистане, я неоднократно слышал от своих таджиков-сверстников и не только, что Россия навязывает Таджикистану свои нормы и правила жизни, и что из Таджикистана вывозят хлопок и другие ресурсы, и что без России жизнь была бы в их республике значительно лучшей. А когда у моих таджиков-оппонентов по диалогу не хватало аргументов, то я слышал примерно следующее: «Езжай в свою Россию и там качай свои права!». Поэтому уже в подростковом возрасте я твердо решил, что как только вырасту, то сразу же уеду в Россию, где живут мои этнические соотечественники, что я и сделал, сразу же после службы в Советской Армии. В след за мной покинул Таджикистан мой средний брат с семьёй. До этого уехала в Россию сестра с сыном и многие знакомые. И это было в начале 1970-х годов. До развала СССР было ещё 20 лет. Но уже тогда бытовой национализм набирал силу, как правило, в среде местных молодых и образованных специалистов, видевших в русских своих конкурентов. И те русские, кто его почувствовал, стали покидать свою малую родину. Местные националисты не позволяли нам – русским, родившимся в национальных республиках, ощущать себя патриотами своей малой родины.

Что касается патриотизма в СССР, то в годы Великой Отечественной войны – 1941-1945 годы – Советский Союз победил объединенную фашистскую Европу только благодаря патриотической солидарности всех союзных республик, внесших посильный вклад в эту победу. Этот патриотизм был обусловлен, во-первых, тем, что жители национальных республик в предвоенные годы почувствовали реальное улучшение своей жизни, поэтому им было что защищать. Во-вторых, окончившаяся менее 20-ти лет назад гражданская война, а потом 1937-й год с его жестким подавлением любой оппозиции (и не только), приучили людей к повиновению властям. Поэтому и люди, не желавшие защищать «не вполне» своё «большое Государство», вынуждены были по призыву уходить на фронт.

Об уровне боеспособности и «патриотизме» войсковых подразделений, сформированных на территории национальных республик, написано немало и хорошего и не очень. Маршалу Советского Союза Ивану Христофоровичу Баграмяну, этническому армянину, приписывают следующую фразу: «Когда в дивизии оставалось меньше 50% русских, я знал, что дивизию нужно расформировывать» [11].

В социальных сетях я нашел весьма любопытное донесение Начальник политического отдела Северной группы войск Закавказского фронта бригадного комиссара Надоршина, Начальнику Главного политического управления Красной Армии тов. Щербакову от 18 октября 1942 года. В этом донесении говорится о крайне низкой боевой готовности дивизий, сформированных из народностей Кавказа и Средней Азии, о массовом дезертирстве, членовредительстве бойцов и бегстве с поля боя при соприкосновении с врагом.

Чтобы не разжигать межнациональную рознь, умышленно не называю национальную принадлежность и количество дезертировавших и изменивших родине бойцов, указанное в донесении. Желающие эти данные могут посмотреть по сноске [12]. Я же ставлю вопрос в плоскость исследуемой нами темы: чего не хватало нерусским бойцам, мужества или патриотизма? Может многие жители национальных республик не считали СССР своим отечеством, и для них это была «чужая» война, «чужой» цивилизации? Массовый переход на сторону фашистов жителей Прибалтийских республик и Западной Украины в этом плане даже не обсуждается – там всё было очевидно. Германские фашисты им были ближе, чем «русские» коммунисты.

Говоря о дружбе народов и патриотизме в годы ВОВ, нередко приводят в пример Панфиловскую дивизию, сформированную в июле 1941 года на территории Казахстана и Киргизии. Но мало кто говорит о национальном составе этой дивизии. А он выглядел следующим образом: кыргызов – 11%, казахов – 11%, русских – 67%, украинцев – 8%, остальные 3 процента – представители других национальностей Советского Союза. Выходит, что славян в «казахстанской» дивизии, мужественно защищавшей Москву осенью 1941 года, было абсолютное большинство [13].

Следовательно, русские, проживавшие в национальных республиках, так же как и русские из центральной России, в Великой Отечественной войне были, в целом, более патриотичными по отношению к «общему» отечеству и государству – СССР, нежели некоторые коренные представители национальных республик. Подчеркиваю – некоторые, но не все. Возможно, эти «некоторые» не считали СССР своей «большой родиной» и не хотели рисковать своими жизнями ради её (родины) благополучия.

Распад государства-СССР и утрата русскими (и не только) своей малой родины

Относительная сплоченность всего Советского народа в годы ВОВ позволила одержать победу над объединенной фашисткой Европой и создать вторую по военному и экономическому потенциалу страну в Мире. Но испытание «перестройкой» и «демократизацией» СССР не выдержал и распался. Давно копившиеся противоречия между Центром и национальными окраинами приобрели открытую форму конфронтации. Республики стали заявлять свои права на суверенитет и выход из состава СССР. Империя наоборот уже не в состоянии была удовлетворять растущие потребности своих национальных окраин. А «марксистко-ленинская» идеология, излагаемая официальной пропагандой, всё больше расходилась с повседневной реальностью и с растущим культурным самосознанием людей [14].

Кроме того, в условиях гласности, слишком очевидными стали различия в интересах элит национальных республик и Союзного Центра. Каждый местечковый «князек» – вчерашний партийный секретарь и ярый «строитель коммунизма» – хотел править своими соплеменниками без оглядки на Союзный Центр. Да и культурные различия народов СССР сыграли в распаде страны не последнюю роль. В результате оказалось, что государственные и культурные основания патриотизма у отколовшихся бывших Союзных республик и у самой России – разные, во многом не совпадающие, а порой и конфронтационные.

Социалистическая империя наоборот уже с середины 1960-х годов требовала радикального реформирования, в том числе и в отношениях между Центром и национальными республиками. Но долго несменяемое партийное руководство СССР, стремилось до последнего избегать любых реформ из-за боязни потерять свою власть. Идеологические прожекты все больше расходились с реальностью. Время было упущено, и великая страна развалилась, и никакой «патриотизм» её не спас.

Все русские, проживавшие в национальных республиках СССР, после распада Союза, оказались людьми второго сорта, без родины, отечества и Государства. И их «советский» общегосударственный патриотизм оказался не востребован. Историческая родина – Россия – тоже не торопилась принимать своих соотечественников, изгоняемых из ставших чужими бывших Союзных республик. По разным подсчетам, около 25 млн. этнических русских оказались за пределами своей исторической родины [15], а их патриотизм оказался невостребованным.

В этой связи, распад СССР надо рассматривать не только с точки зрения идеологической, политической и экономической несостоятельности Советского Союза в условиях демократизации, информатизации и глобализации, но и как цивилизационный раскол по линиям разлома разных цивилизаций – православной, западной, исламской [7].

Буржуазное государства и патриотизм

С приходом буржуазии к власти меняется и отношение к государственному патриотизму. Во-первых, люди из подданных превращаются в формально независимых и свободных граждан. Во-вторых, демократические выборы позволяют в определенной мере влиять на формирование государственных органов. Таким образом, создается видимость того, что народ является субъектом власти в стране. В-третьих, Государство перестает быль «священной коровой», которой надо присягать на верность вне зависимости от индивидуальных и групповых предпочтений. Отныне такой «коровой» становиться частная собственность, которая в основном принадлежит представителям правящего класса – финансовому и промышленному капиталу и обслуживающим его высшим чиновникам. Следовательно, для части капиталистов правомерным становится лозунг: «Где собственность – там и родина»!

Капиталистический строй в эпоху глобализма, антипатриотичен по своей сущности. Ибо капитал, особенно крупный, в поисках наибольшей прибыли, стремиться разрушить все национальные границы, поэтому для него национально ориентированные государственники патриоты – враги. Но для большей части мелкой и средней буржуазии необходима защита государства, как от внешней конкуренции, так и от внутренней нестабильности. Поэтому буржуазию любой капиталистической страны можно условно разделить на два основных вида: национально ориентированную – патриотическую и компрадорскую – антипатриотическую. И от того, представители какой буржуазии захватили власть в стране, зависит внешняя и внутренняя политика государства [16]. В России, после распада СССР, к власти пришли сторонники крупного частного и государственно-монополистического капитала, ориентированного на сырьевую экономику и вывоз капитала за рубеж. Кроме того, как слабое звено в капиталистической системе, Россия подверглась экономической, идеологической и др. экспансии со стороны «своих», более сильных собратьев по грабежу и разорению.

Что же касаемо патриотизма в целом, то отныне, быть или не быть патриотом, становиться (формально) личным делом отдельных граждан, что, конечно же, не исключает ценности патриотизма в общественном сознании, как любви к своему отечеству и к своей родине. Изменилось и отношение к тем, кто выезжает за рубеж или работает в иностранной фирме. Так, по данным опроса, 63% респондентов полагают, что можно быть патриотом, но работать в иностранной фирме, 62% считают, что переезд в другую страну может сочетаться с патриотизмом, 52% – уверенны, что брак с иностранцем не повод считать человека антипатриотом [17]. В обществе становятся популярными идеи космополитизма – мирового гражданства. А сравнительно небольшая часть россиян становится обладателями двух и более гражданств.

Глобализмом и государственный патриотизм

После распада СССР и дискредитации коммунистической идеологии, многие в России и не только, стали считать, что единственно возможной в современном мире является западная модель развития. И что глобализм является наиболее эффективным средством распространения и развития этой универсальной модели. Поэтому захватившие власть и ресурсы в постсоветской России «эффективные менеджеры» и государственные чиновники (как правило, вчерашние коммунисты и комсомольцы), усиленно стали вывозить на «обетованный» Запад награбленные в России ресурсы, учить там детей и создавать свой «домашний очаг» в «глобальном мире». А глобализм, как идеология, орудие и благоприятная «среда обитания» транснационального Западного капитала, всячески стремился ослабить национальный суверенитет Российского (и не только) государства. И одним из наиболее эффективных способов ослабления государственного суверенитет любой страны и разрушения национальной экономики, является привлечение на сторону идей глобализма национальных элит.

Вот что по этому поводу еще в начале 2000-х писал академик А.С Панарин: «Прежде народы возлагали на национальную элиту свои лучшие надежды. Элита была квинтэссенцией народного опыта, выразительницей воли нации и стремления к лучшему будущему. … Теперь, в эпоху глобализма, быть элитой означает, собственно, членство в неком тайном интернационале, никак не связанным с местными национальными интересами» [18, 6]. И далее: «Запад вступил в сговор с нашими номенклатурными приватизаторами собственности, рассчитывая в обмен на свою поддержку получить компрадорскую сговорчивость в деле перераспределения постсоветских территорий и ресурсов» [18, 88]. В результате такого предательства «элит», Россия стала жертвой разграбления её экономических, природных и иных ресурсов транснациональным капиталом. И, по сути, дело шло к постепенному распаду уже самой России как государственного образования.

Но часть российской «элиты» во главе с президентом В.В. Путиным, стала осознавать, что Запад желает видеть Россию подле себя не в качестве равноправного партнера, а лишь в виде сырьевого придатка. Такое состояние страны могло привести к утрате её государственности и смене режима власти на более лояльный Западу. Отправной точкой, когда Путин публично заявил о своей твердой решимости отстаивать суверенитет России, считается его мюнхенская речь, произнесённая на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года [19]. Затем была пятидневная война с Грузией, за суверенитет Южной Осетии и Абхазии (2008 г.). А в 2014 году, после государственного переворота на Украине, – возвращение Крыма в состав России и начало военного конфликта на Донбассе. Все эти события стали определенными вехами укрепления российской государственности и отмежевания России от глобального Запада, который в относительно самостоятельной политике Путина и его команды, видел угрозу своему мировому доминированию.

Безоглядному сближению с Западом и глобализму противилась и большая часть российского общества. Так, с начала 2000-х годов в России наметилась тенденция к росту патриотических настроений. Это было обусловлено следующими факторами:

  1. Общим разочарованием россиян в либеральных ценностях западного образа жизни и постепенной актуализации своих традиционных, в том числе и социалистических ценностей.
  2. Укреплением российской государственности и усилением позиций России в глобальном мире, в том числе и за счет возвращения в состав России Крыма.
  3. Усилением «антизападнических» настроений, обусловленных, прежде всего, санкционным давлением Запада на Россию.
  4. Активностью официальной патриотической пропаганды, в том числе и актуализацией образа внешнего врага [16].

Насытившись в 1990-х «либеральными реформами», все больше россиян стали выступать в защиту своей традиционной культуры и национальных интересов (см. табл. 1) [20].

Таблица 1. Вы бы хотели жить в стране, которая активно защищает свою культуру и традиции, или в стране, открытой всему миру и всем современным веяниям?

  2000 2008
Определенно первое 28 41
Скорее, первое 34 36
Скорее, второе 17 14
Определенно второе 7 4
Затруднились ответить 14 5

N = 1600

По мере укрепления государственной власти и обострения отношений с Западом, в российском обществе наблюдался рост патриотических настроений. Так, если в декабре 2006 г. только 57% россиян считали себя патриотами, в апрели 2014 г. – 75%, то в марте 2017 г. уже 78%. Одновременно снизилось количество тех, кто не считает себя патриотом с 30% в декабре 2006 г. до 17% в марте 2017 г. [21].

Опрос россиян, проведенный в рамках проекта «Общероссийская идентичность и межэтнические отношения: социальная практика, публичный дискурс, и управленческие решения», показал весьма высокий уровень ценностной консолидации россиян на базе традиционализма. Так, с суждением: «Россия нуждается в укреплении собственных исторических традиций, моральных и религиозных ценностей», «безусловно согласились» 37,7% респондентов и еще 32,4% – «скорее согласились». В сумме 70% россиян придерживаются традиционалистских ценностей. А с суждением: «В России необходимо активнее внедрять нормы и ценности образа жизни, принятого в экономически развитых государствах», «безусловно согласились» лишь 7,2% опрошенных и 22,7% – «скорее согласились» [22]. Следовательно, социальная база патриотических чувств в российском обществе составляет более двух третей от всего населения страны.

С ростом патриотических настроений более жесткими становятся критерии оценки человеческих качеств, составляющих основу патриотизма. Так, по данным опроса ВЦИОМ (20 февраля 2020 г.), 85% россиян считают, что человек, не испытывающий любви к Родине, не может быть патриотом (на 8 п.п. больше, чем в 2017 г.). Патриотом также не может быть человек, избегающий службы в армии (65%) или уклоняющийся от уплаты налогов (64%). Непатриотичным считают 64% респондентов поведение тех россиян, которые мечтают о переезде в другую страну (на 12 п.п. больше, чем два года назад). А 57% россиян считают, что не может быть патриотом человек, имеющий счета за рубежом (на 7 п.п. больше, чем в 2017 г.), 50% – имеющий второе гражданство (на 20 п.п. больше, чем два года назад), а также работающий в организации – «иностранном агенте» (47%). Абсолютное большинство респондентов (79%) уверены, что непатриотичных людей нельзя допускать к государственной службе [23].

Но в целом уровень государственного патриотизма в российском обществе на 2021 год оставался довольно низким. Так, в ходе проведенного в 2021 году комплексного исследования «Патриотизм снизу», были выявлены следующие показатели различных типов патриотизма (см. табл. 1):

Таблица 1 [24]        35 40 5 19 13 7 30 46 9 17 30 38 23 8 65 42 54 - 4 8 28 60 8 4 16   

Город или регион Типы патриотизма (в % от числа опрошенных)
Государ-ный патриотизм Негос-ный патриотизм Отстраненный патриотизм Не-патриоты (России) Локальный патриотизм
Санкт-Петербург  35  40  5  19  13
Астрахань  7  30  46  9  17
Алтай  30  38  23  8  65
Москва  42  54  -  4  8
Пермь  28  60  8  4  16
Казань  12,5  37,5  8  37,5  46

 

Анализ приведенных в таблице 1 данных позволяет сделать вывод о том, что уровень негосударственного патриотизма в 2021 году был значительно выше уровня государственного патриотизма. А в городе Казани и на Алтае доминирующим оказался локальный патриотизм. Эти данные свидетельствуют о том, что значительное количество россиян не удовлетворены политикой государства, как аппарата управления обществом. Так, по данным опроса «Левада-Центра» в декабрь 2021 года деятельность президента В.В. Путина одобряли 68% россиян, а 31% – не одобряли. Деятельность премьер министра Михаила Мишустина одобряли 54%, не одобряли – 40%. Деятельность Правительства РФ в целом одобряли 49% опрошенных, не одобряли – 54%. Работу Государственной Думы РФ одобряли 41% россиян, не одобряли – 57% [25].

Приведенные данные свидетельствуют, что в декабре 2021 года примерно половина россиян одобряли деятельность основных государственных органов, а другая половина – не одобряла. Наибольшим авторитетом среди россиян пользовался лишь президента В.В. Путин (68%), а наименьшим – Государственная Дума (41%). В целом же 72% россиян считали, что интересы власти и общества не совпадают [26].

Государственный патриотизм в России после 24. 02. 2022 г.

Начало проведения «Специальной военной операции» (с 24. 02. 2022 г.), проводимой российскими войсками на территории Донбасса и Украины, стало своего рода рубежным в актуализации государственного патриотизма в России. Так как вопрос встал о существовании самого Российского государства.

Запад, в условиях «Специальной военной операции» (СВО) стремиться действовать «по понятиям» однополярного мира, жестко разделяя страны, народы и отдельных людей на друзей и врагов на патриотов и предателей. Выступая в конгрессе США, член палаты представителей Мэтт Гетц, противник выделения Украине 40 млрд долларов военной помощи, заявил: «Сейчас, если ты ставишь под сомнение наши действия на Украине, – становишься предателем» [27].

В самой России общество также «разделилось» на тех, кто осуждает решение президента Путина о проведении СВО и тех, кто поддерживает это решение. В условиях жесткой конфронтации Запад – Россия, большинство экономических, социальных, культурных и иных отношений были переведены в сферу политического различения. По этому поводу Карл Шмид писал: «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, – это различение друга и врага. Смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разъединения, ассоциации или диссоциации» [28].

Перед значительной частью российской элиты, ориентированной на Запад и, возможно, имевшей там свои активы (счета, недвижимость, семьи и др.), встал непростой выбор: публично осудить решение Путина о проведении СВО и покинуть Россию, либо поддержать Путина и «своё» Государства. Поэтому определенная часть творческой, экономической и иной «элиты» покинула страну. Среди покинувших несколько бывших вице премьеров и высокопоставленных чиновников, что нанесло серьезный удар по репутации правящей элиты.

Вынуждены были покинут Россию многие IT-компании, из-за того, что в условиях санкций они не могли работать в России из-за блокировки Западом основных социальных сетей, собственниками которых являются, в основном, прозападные компании. По разным данным за март-апрель страну покинули от 70 до 100 тыс. IT-специалистов и, по прогнозам аналитиков, планировали уехать ещё не менее 100 тысяч [29]. Таким образом, уехавшие стали кто добровольным, кто вынужденным не-патриотом. Однако после двух месяцев проведения СВО многие IT-специалисты стали возвращаться в Россию. Нечто подобное произошло и с частью представителей творческой элиты.

В целом же, большинство россиян поддержали решение Путина о проведении СВО. По данным опроса, 65% респондентов считают решение о начале военной операции на Украине «правильным», в то время как 17% россиян придерживаются противоположной точки зрения. Затруднились ответить 18% респондентов [30]. Опрос ФОМ проводился 25-25 февраля, то есть, начался на следующий день после начала «операции».

Проведенный ВЦИОМ в конце апреля 2022 года опрос, показал, что 92% считают себя патриотами, при этом, безусловными патриотами назвали себя 54% опрошенных, что является максимальным показателем с 2000 года. Не-патриотами назвали себя лишь 5% респондентов. При этом под патриотизмом россияне понимают «любовь к Родине» – 50% респондентов; «работать во благо страны» – 50%; «защищать свою страну от любых нападок и обвинений» – 44% и «стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее» –34% [31].

«Рядовые» россияне в условиях экзистенциональной угрозы Российскому Государству в целом оказались более патриотичными, чем «элиты», в том числе и части правящей. По всей стране открылись пункты сбора помощи Донбассу и воинам Российской армии. А доверие россиян органам государственной власти значительно возросло. Так в мае 2022 года действия Президента России одобряли 77,7% респондентов, действия Правительства России – 52,2%, Председателя Правительства России – 50,1%, Государственной Думы России – 50,3%, Совета Федерации России – 49% [32].

Следовательно, после начала СВО большинство россиян стали поддерживать действия основных государственных институтов страны, понимая, что в условиях тоталитарной войны с Западом, чтобы отстоять Российское Государство, необходима консолидация всего российского народа.

Основные выводы

  1. Основная причина, по которой Россия перед началом СВО оказалась в сложной экономической, политической и др. ситуации, обусловлена тем, что пришедшая к власти после распада СССР «элита», осознанно взяла курс на либерализацию экономики страны и присоединения России к Западной цивилизации в качестве её сырьевого придатка. Это способствовало снижению уровня государственного патриотизма, прежде всего, у представителей самой правящей «элиты».
  2. Долговременная поддержка государственными органами курса на интеграцию с Западом привела к тому, что значительная часть российской политической, творческой, экономической и др. «элиты» оказалась тесно интегрированной в «Западный мир». Для этих людей двойное гражданство, приобретение недвижимости и вывоз ресурсов в Западные страны стало нормой, а обучение детей за рубежом – престижным. Поэтому после начала СВО, представителям этой части «элиты» пришлось делать нелегкий выбор – Россия или Запад (патриотизм или предательство).
  3. Отдельные представители прозападной «элиты» сделали открытый выбор в пользу Запада, но многие решили «переждать», с надеждой на то, что скоро все вернется «на круги своя». Выявить их «уровень патриотизма» весьма сложно. Но именно они представляют серьёзную опасность для суверенной Российской Государственности, особенно находясь в рядах правящей «элиты». По сути, это пятая колонна в российском обществе и Государстве.
  4. По данным приведенных в работе соц. исследований, «рядовые» россияне, в силу многих причин, настроены более патриотично, нежели представители различных видов «элит». Даже в таком виде патриотизма как государственный, который обычно является прерогативой правящего класса, «рядовые» россияне оказались настроенными более патриотично. Следовательно, в условиях конфликта цивилизаций и СВО, уровень государственного неофициального патриотизма «снизу» оказался выше уровня государственного официального патриотизма.
  5. На мой взгляд, в России возникла ситуация, схожая с ситуацией начала XVII века, когда из-за предательства находившихся во властных структурах Государства «элит», страна была ввергнута в «смутное время». Поэтому задача патриотов России – как можно быстрее отстранить от властных и управленческих органов таких псевдо патриотов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Подробнее об этом см.: Клеман К. Патриотизм снизу. М., 2021. С. 38-43.
  2. Бартенев С. История девиза За Веру, Царя и Отечество. URL: https://stihi.ru/2021/08/20/3274 (дата обращения: 13.12.2021).
  3. Фромм Э. Бегство от свободы. Мн. 2004. С. 269-271.
  4. Вячеслав Володин: если бы не Путин, не было бы сегодняшней России. URL: http://duma.gov.ru/news/50984/ (дата обращения: 28.07.2021).
  5. Макиавелли Н. Государь. // Избр. Соч. М., 1982. С. 354 – 355.
  6. Л.Н. Толстой о патриотизме. URL: https://fabulae.ru/note.php?id=38211 (дата обращения: 01.02.2022).
  7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2018. С. 49-50.
  8. Какие республики были "кормильцами" в СССР? URL: https://leta-media.ru/kakie-respubliki-byli-kormilcami-v-sssr/ (дата обращения: 31.12.2021).
  9. Зачем СССР тратил миллионы рублей на Прибалтику. URL: https://news.rambler.ru/baltic/42460666/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 04.01.2021).
  10. Кто кого кормил в СССР и кто больше проиграл от его развала. URL: https://www.kp.ru/daily/26571.7/3586720/ (дата обращения: 04.01.2021).
  11. "Если в дивизии меньше 50% русских, ее нужно расформировывать". URL: https://newsland.com/user/4296718448/content/esli-v-divizii-menshe-50-russkikh-ee-nuzhno-rasformirovyvat/4196713 (дата обращения: 15.01.2021).
  12. Национальные дивизии Красной Армии во время ВОВ. URL: https://maxpark.com/community/14/content/1615602 (дата обращения: 15.01.2021).
  13. Национальный состав панфиловской дивизии. URL: https://zen.yandex.ru/media/sergievgrad/nacionalnyi-sostav-panfilovskoi-divizii-5efa39389d343d627b466997 (дата обращения: 15.01.2022).
  14. Козырев Г.И. Об идеологическом воспитании в СССР. URL: http://kozyrev-gi.ru/pages/ob-ideologicheskom-vospitanii-v-sssr/
  15. Путин: распад СССР стал трагедий гуманитарного характера. URL: https://ria.ru/20151022/1306519898.html (дата обращения: 04.01.2021).
  16. Козырев Г.И. Патриотизм и антипатриотизм как причины конфликта идентичностей в современном российском обществе // Социология. № 2. 2020. С. 128-142.
  17. Статистика по патриотизму в России. URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.oboznik.ru%2F%3Fp%3D50329 (дата обращения: 07.02.2020).
  18. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.
  19. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 30.04.2022).
  20. Общественное мнение. Ежегодник – 2016. М: Левада-Центр, 2017. С 25.
  21. Патриотизм: динамика мнений. URL: http://fom.ru/TSennosti/13261 (дата обращения: 03.02.2018).
  22. Кузнецов И.М. Основания ценностной консолидации россиян:Традиционализм и обновление // Социологические иссоедования. 2021. № 8. С. 96. (93-102).
  23. Россияне объяснили, как они понимают патриотизм. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-obyasnili-kak-oni-ponimayut-patriotizm (дата обращения: 14.05.2022).
  24. Клеман К. Патриотизм снизу. М., 2021. С. 42.
  25. Левада-Центр. Одобрение институтов, положение дел в стране... URL: https://www.levada.ru/2021/12/23/odobrenie-institutov-polozhenie-del-v-strane-rejtingi-politikov-i-partij/?utm_source=mailpoet&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter-post-title_81 (дата обращения: 10.01.2021).
  26. Левада-Центр. Почти три четверти россиян говорят о несовпадении интересов власти и общества. URL: https://www.levada.ru/2019/11/28/ochti-tri-chetverti-rossiyan-govoryat-o-nesovpadenii-interesov-vlasti-i-obshhestva/ (дата обращения: 11.01.2020).
  27. Городов П. «Дразнить ядерную державу глупо». // Аргументы и факты. № 20, 2022 г. С. 9.
  28. Шмит К. Понятие политического //Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 39 – 40.
  29. В России спрогнозировали вторую волну эмиграции айтишников. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2022/03/22/14656333.shtml (дата обращения: 15.05.2022).
  30. ФОМ: порядка 70 процентов россиян поддержали спецоперацию на Украине. URL: https://ria.ru/20220301/fom-1775937288.html (дата обращения: 19.05.2022).
  31. ВЦИОМ: 92% россиян назвали себя патриотами. URL: https://www.fontanka.ru/2022/04/28/71294144/ (дата обращения: 19.05.2022).
  32. ВЦИОМ новости. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov (дата обращения: 21.05.2022).




 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА new
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   ПРОЗА
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!