Жертва в социальном конфликте: реальность и виртуальностьОбласть: Социология / Политология / Конфликтология Дата: 01.03.2010 , Издательство: Министерство образования и науки Российской Федерации Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева В общественном сознании «жертва» обычно ассоциируется с невинно пострадавшим в результате каких-то событий человеком, который не причастен к данному событию. Например, жертвы землетрясения не причастны к данному природному явлению, т. е. не являются его причиной; погибшие во время боя мирные жители также являются жертвами в «чужой» войне. Однако такое представление о «жертве» является обыденным, не раскрывающим всю глубину и многогранность этого понятия и определяемого им социального феномена.
Ввиду отсутствия социологических исследований, непосредственно посвященных «жертве» в социальном конфликте, мы считаем, что необходимо проанализировать, трактовку термина «жертва» в других исследованиях. Для этого, мы остановимся на следующих научных направлениях: социальная антропология (этническая культурология), виктимология, отечественное и международное право. Каждое из них определяет понятие «жертва», исходя из специфики своей деятельности и решаемых задач. Мы попытаемся выделить (обосновать) и проанализировать различные аспекты исследуемого феномена, которые помогут нам раскрыть сущность жертвы в ее социологическом измерении, и разработать собственное определение понятия «жертва». «Жертва» в социальной антропологии (этнической культурологи)Само понятие «жертва» происходит из обряда жертвоприношения.
Такие обряды возникли в глубокой древности и существуют до сегодняшнего дня. Как правило, жертвы приносятся каким-либо божествам для того, чтобы они, в свой черед, всячески способствовали жизнедеятельности людей, приносящих жертву. Например, не причиняли зла, оберегали от чего-либо, помогали в каких-то делах. На роль жертвы выбирали людей, животных, материальные ценности, продукты питания. У одних народов в роли жертвы выступает животное, у других – человек. Выбор определялся существовавшей традицией или возникшей ситуацией. В одних случаях на роль жертвы выбирали людей из знатного рода или с безупречной внешностью, в других - выбор диктовался «какой-нибудь отметиной на теле или другим дефектом, которым бог пометил своих будущих жертв». В обряде жертвоприношения сама жертва представлялась как искупительный дар или плата определенным трансцендентным силам за их благосклонность к людям, приносящим жертву. Поэтому, акту жертвоприношения и самой жертве изначально придавался некий сакральный смысл, т.к. она предназначалась определенному божеству. Кроме того, «сам этот дар принимается тем лучше, чем большего себя лишают для того, чтобы принести его, и чем жертва ценнее». У некоторых древних народов существовал обычай, согласно которому жертвой, в определенных случаях, становился сын правителя. Так, у евреев, «согласно древнему обычаю, в случае великой опасности правитель города или народа во имя благополучия общины должен был послать на смерть в качестве выкупа мстительным демонам возлюбленного сына своего». У мексиканских ацтеков жертва выбиралась из молодых рабов, обладавших безупречной внешностью. Но предварительно жертва нарекалась именем божества и олицетворяла его. Ей отдавали божественные почести все, в том числе и сам царь. По мнению С. Московичи, «жертва предполагает, по крайней мере, сразу два различных главных действующих лица, которые играют противоположные роли.
Одно, которое совершает жертву, позитивно воспринимает лишения, страдание, огорчения; другое, которое требует жертвы, - в пользу него она совершается». Таким образом, жертва представляется как некий эквивалент обмена между реальными и мифическими субъектами «взаимодействия». На это, в частности, указывает то, что для каждого обряда жертвоприношения назначается (выбирается) соответствующая жертва. Это с одной стороны. Но с другой - такой обмен не поддается оценке с точки зрения его адекватности (равноценности), т.к. ожидаемый («полученный») ответный «дар» конструируется лишь в виртуальных представлениях людей. Поэтому сам «процесс обмена» (акт жертвоприношения) является, прежде всего, символическим действием, которые помогают поверить в реальность происходящего «обмена». Христос умер на кресте, по мнению Московичи, «для того, чтобы придать смысл этому убеждению». Таким образом, «вера оплачивается ценой мученичества». Жертвоприношение - это один из способов конструирования социальной реальности, в которой боги предстают в качестве одной из сторон социального обмена, а жертва – в качестве эквивалента совершаемого обмена. «Этот дар способствует заключению пакта, который налагает взаимные обязательства на обе заинтересованные стороны». В данном контексте обряд жертвоприношения можно также рассматривать как способ урегулирования (предотвращения) конфликта между людьми и определенными трансцендентными силами, или как способ заручиться покровительством этих сил для решения каких-либо проблем. Таким образом, жертва становится элементом (заместительным объектом) виртуального конфликта. Смотрите также:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов с сайта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||