Конфликтные противоречия и конфликты в современной российской школеСтатья опубликована в журнале Социальные технологии, исследования. № 6 . 2019. С. 73-84. При использовании материалов статьи, ссылка на источник – обязательна!
Козырев Геннадий Иванович – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия (genkozyr@mail.ru ). Gennady I. Kozyrev, Dr. Sci. (Sociol.), Prof., D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia (genkozyr@mail.ru ) Аннотация. В статье рассматривается различные виды социальных противоречий и конфликтов, возникающих в современной российской школе. Анализируются особенности школьных «педагогических» конфликтов, проблемы школьного воспитания и обучения, причины возникновения конфликтов в школе и способы их предупреждения и урегулирования. Поднимаются проблемы организации и управления школьным педагогическим коллективом и причины эмоционального и профессионального выгорания учителей. Рассматриваются вопросы управления конфликтными ситуациями в современной российской школе.
Постановка исследовательской задачи. Система российского общего среднего образования переживает сложный период реформирования, развития и выбора долговременной стратегии. Неопределенность стратегии развития создает благоприятную почву для возникновения различного типа конфликтов на всех уровнях социально-педагогического процесса. Выявление причин таких конфликтов и разработка эффективных способов их разрешения являются необходимыми условиями совершенствования всей системы общего среднего образования.
Объектом исследования является современная система российского общего среднего образования, предметом – конфликтные противоречия и конфликты в российской школе. Под конфликтными противоречиями понимаются противоречия, «способные» трансформироваться в реальные конфликты, под конфликтами – противоборство сторон, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности сторон. Основной метод исследования – анализ и интерпретация данных репрезентативных социологических исследований по заявленной теме и конфликтологический анализ проблем современной российской школы.
Основные противоречия в социально-педагогическом процессеОсновной целью социально-педагогического процесса является воспитание и обучение личности с определенными социокультурными качествами (например, всесторонне развитой личности). Главными «заказчиками» в этом процессе, в конечном счете, являются семья и общество, а исполнителем – вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом. На среднем уровне противоречия возникают между разного уровня администрацией, с одной стороны и учителями с другой, а также между администрацией учебных заведений и учителями, с одной стороны и родителями, с другой. На нижнем уровне отношений противоречия возникают между учителями и учениками, между родителями и учениками, а также между самими учениками [1, 105-107]. Особенности школьных «педагогических» конфликтовМногоуровневый характер формальных и неформальных отношений в школьном педагогическом процессе обуславливает возникновение сложных моделей конфликтов. Так, если в «простом» социальном конфликте противоборствуют две и более стороны по поводу одного объекта (предмета), то большинство школьных конфликтов имеют более сложную структуру. Например, в конфликт между учителем и учеником, как правило, вовлекаются родители ученика, и ученик, с их точки зрения, позиционируется не как сторона конфликта, а как жертва. При этом администрация школы может занять позицию либо арбитра (третьей стороны), либо позицию косвенной стороны, поддерживающей учителя или родителей. Если же конфликт дошел до судебного разбирательства, то он трансформировался в юридический конфликт, в котором роль арбитра играют судебные органы. Нередки случаи, когда косвенной стороной конфликта становится педагогический коллектив школы или группа учеников, которые в конфликте поддерживают сторону учителя или ученика. Следовательно, в каждой конфликтной ситуации возникает определенная многофакторная модель конфликта, которая в ходе своего развития может трансформироваться в иную модель противоборства прямых и косвенных сторон. Семейные «педагогические» конфликтыВ формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейного воспитания. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое – хорошо, а что такое – плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации, или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может ощущать сложности в исполнении тех или иных социальных ролей. Основными педагогами-воспитателями ребенка в семье являются родители и ближайшие родственники (например, бабушки, дедушки, старшие братья, сестры). В семье закладываются фундаментальные мотивационные установки, формируются основы семейных гендерных ролей. Семья дает ребенку имя, отчество фамилию, включает его в свою родословную. Социальное положение родителей определяет первичный социальный статут ребенка. Образ жизни родителей способствует формированию у ребенка определенных ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. В семье формируется важнейшие социальные качества индивида – его первичная социальная сущность. Весьма важными аспектами семейной социализации являются такие факторы как эмоциональная близость, теплота, ласка, забота, доверительные отношения между родителями и детьми. И если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, или его воспитанию не уделяется должного внимания, то результаты первичной социализации могут наложить негативный отпечаток на всю его последующую жизнь. Например, если между родителями нет взаимопонимания, искренности в отношениях, а возникающие конфликты и способы их разрешения носят деструктивный характер, то для малолетнего ребенка не существует иного выбора и он воспринимает весь этот негатив как должное. Этот «груз» неразрешенных «родительских» проблем будет «преследовать» индивида в его последующей жизни. Можно выделить следующие виды семейных педагогических конфликтов:1. Конфликты между родителями (между родителями и прародителями) по поводу форм и методов воспитания ребенка. 2. Конфликты между родителями из-за того, что один из них не уделяет достаточного внимания воспитанию ребенка. 3. Конфликты между родителями и школьными педагогами по поводу воспитания (поведения) ребенка. 4. Конфликты между родителями и детьми (конфликт «отцов и детей»). 5. Конфликты между родителями и государственными органами, обусловленные тем, что родители не занимаются воспитанием (содержанием) ребенка. Рассмотрим каждый из названных видов конфликта. Первый вид конфликтов может быть обусловлен тем, что сами родители (прародители) воспитывались в различных социокультурных условиях (системах воспитания) и имеют различные точки зрения на формы и методы воспитания. Такие конфликты, особенно если они происходят в присутствии детей, оказывают весьма негативное влияние на процесс воспитания. Во-первых, рассогласованность «педагогов» в нормах и ценностях затрудняют формирование у ребенка достаточно устойчивой внутренней ценностно-нормативной системы. Во-вторых, имеющиеся разногласия в предъявляемых требованиях могут стать причиной и предлогом для невыполнения тех или иных требований, а в дальнейшем трансформироваться в «механизм» манипуляции родителями. Конфликты второго вида могут иметь как объективные, так и субъективные причины. Первые не вполне зависят от самого родителя (например, один из родителей вынужден значительную часть времени тратить на то, чтобы обеспечить материальный достаток семьи); вторые – являются одним из проявлений индивидуального эгоизма. Конфликты третьего вида могут иметь следующие основания: а) педагоги обвиняют родителей в «неправильном» воспитании, или в недостаточном внимании к проблемам воспитания ребенка; родители обвиняют педагогов в «неправильном» воспитании детей, или в предвзятом отношении к своему ребенку; взаимные обвинения педагогов и родителей по поводу воспитания ребенка. Наиболее сложными и динамичными являются конфликты между родителями и детьми. Дело в том, что в своем развитии ребенок последовательно проходит несколько возрастных стадий, каждая из которых требует своего подхода и наличие своего уровня педагогических знаний у воспитателей. Особенно сложным в плане воспитания является подростковый возраст ребенка, который является переходным периодом от детского к взрослому состоянию. В этот период ребенок начинает подвергать критическому анализу ранее «незыблемый» авторитет родителей; ищет и находит новые референтные группы; старается самоутвердиться, в том числе и через конфликты с родителями. Наиболее драматичные по своей сути и последствиям являются конфликты между родителями и государственными органами, обусловленные тем, что родители не занимаются воспитанием (содержанием) ребенка. Можно выделить несколько основных причин таких конфликтов: а) низкий уровень материального обеспечения семьи; б) физическое, психическое нездоровье родителей; в) значительные отклонения в нормах, ценностях, методах воспитания со стороны родителей; г) нежелание родителей заниматься воспитанием (содержанием) детей (индивидуальный эгоизм, пьянство, наркотическая зависимость и др. родителей). Нередко такие конфликты заканчиваются лишением родителей родительских прав [1, 109-111].
Проблемы школьного воспитания и обученияШкола, как институт социализации, воспитания и обучения существенно отличается от семьи. Во-первых, это эмоционально нейтральная среда. В ней все дети находятся в примерно равных условиях, а власть учителей по своей сути авторитарна. Во-вторых, школа представляет собой относительно сложную социальную систему, «пропитанную» духом соревновательности. Поэтому чтобы отстоять собственное «я» ученик должен приложить немало усилий и пройти не через один конфликт. В-третьих, школа обычно отражает доминирующую в социуме культуру, которая не во всем совпадает с субкультурой конкретной семьи. Потому у ребенка может возникать проблема инкультурации (проблема одновременного нахождения в двух и более социокультурных средах) и обусловленные ей внутриличностные конфликты. Сверстники также играют важную роль в социализации индивида. Сравнивая, сопоставляя себя со своими сверстниками, индивид определяет (выявляет) свои достоинства и недостатки, находит свое место в групповой структуре. Принадлежность в группе придает индивиду определенную уверенность в своих действиях и поведении. Группа сверстников, как правило, формирует свою систему ценностей и приоритетов. Мнение группы для подростка нередко бывает более авторитетным, чем мнение родителей или школьных учителей. Если ребенок не находит должного внимания и понимания в семье, а школьные педагоги не сумели вовлечь его в активный прочес обучения, то он стремится компенсировать эти пробелы в педагогическом процессе в компании сверстников. Поэтому дети из неблагополучных семей большую часть своего времени проводят вне дома (вне школы), а то и вовсе уходят из семьи. В таких случаях влияние сверстников (улицы) на формирование личности может оказаться доминирующим. Особую роль в школьном педагогическом процессе играют учителя. Именно они прививают ребенку любовь или нелюбовь к тому или иному предмету, корректируют его ценностные ориентации и во многом определяют дальнейший профессиональный выбор индивида. К сожалению, различные социальные потрясения привели к тому, что с середины 90-х гг. XX века в России наблюдается снижение качества педагогических кадров и одновременное увеличение количества гиперактивных детей. Это в значительной мере способствует росту количества конфликтов типа «учитель – ученик», «учитель- родитель». Так за последние годы количество уголовных дел против педагогов, обвиняемых в нанесении побоев школьникам, увеличилось в несколько раз [2]. Причины возникновения конфликтов в школеВ настоящее время мировая система образования переживает кризис, сущность которого заключается в том, что сложившаяся в XVIII–XX вв. система образования и воспитания сегодня не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. В России всеобщий кризис системы образования усугубляется недостаточно продуманными реформами. При этом наиболее спорным является вопрос о закреплении в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) функционирования образовательной системы на принципах оказания потребительских услуг. Такая постановка проблемы привела к резкому снижению воспитательной роли в системе российского образования и к росту числа конфликтных ситуаций. Кризис системы образования в России в силу того, что российское общество находится в условиях общего перманентного кризиса, приобрел, по сути, драматический характер. С одной стороны, неадекватная оценка научного и педагогического труда способствовала тому, что за 1990-е гг. в результате «утечки умов» Россия потеряла около трети своего интеллектуального потенциала. С другой стороны, продолжающиеся реформы системы образования не способствуют его улучшению. По мнению специалистов, Россия постепенно сдает свои позиции среди наиболее развитых и образованных наций. На уровне «общество - образование» можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению противоречий. 1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования). В процессе так называемой демократизации и либерализации из российского образования вытравливалась идеологическая составляющая и ценностные ориентации нравственного развития личности. Так если во временны СССР ученику объясняли, что мы строим справедливое общество в котором «всё во имя человека, всё для блага человека», то в условиях олигархического капитализма такой лозунг звучит как насмешка богатого «человека», над бедным. 2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования. Несмотря на то что в последние годы (до начала мирового экономического кризиса) благодаря высоким ценам на нефть российский бюджет формировался с огромным превышением доходов над расходами), система образования финансировалась (и финансируется) по остаточному принципу. Так, в 2017 г. в России на нужды образования было потрачено 3,7% ВВП (внутреннего валового продукта), тогда как в наиболее развитых странах мира - от 6 до 12% [1, 113-115]. По нашему мнению, главная трагедия российского общества и образования заключается в том, что миллионы детей и подростков оказались оторванными от целенаправленного педагогического процесса. Многие родители, доведенные до отчаяния безработицей, нищетой и другими бедами, бросают своих детей на произвол судьбы. В 2015 г. в России насчитывалось 654 тыс. детей-сирот, из них 84% при живых родителях. При этом бывшие сироты в 90% случаев являются родителями будущих сирот [3]. Ситуация усугубляется тем, что в целом по стране сокращается число детских домов творчества, спортивных площадок и т.п. Для учительских коллективов средней школы наиболее характерны, в частности, следующие причины конфликтов:
Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде также является незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих школьников. Согласно опросам, около двух из трех опрошенных учителей говорят о наличии социальной напряженности в школьной жизни1. При этом учителя, ответственно относящиеся к своей работе, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и другими коллегами, которые формально выполняют свои обязанности, а последние чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, со своими более добросовестными коллегами [1, 115]. Ряд причин роста социальной напряженности в школе связан с проблемами толерантности во взаимоотношениях между учителями, учащимися и родителями. Так, на вопрос «Что из нижеперечисленного раздражает вас больше всего в школьной жизни?» 20,3% из числа опрошенных учителей ответили: поведение коллег; 34,3 - поведение обучаемых; 17,5 - поведение администрации; 28% - поведение родителей. На тот же вопрос, заданный учащимся, 42,4% опрошенных ответили, что их раздражает поведение учителей; 41,6 - поведение одноклассников; 10,5 - поведение администрации; 5,5% - поведение родителей [4, 110]. Напряженная обстановка и конфликты в школьных коллективах нередко возникают из-за необоснованных, по мнению значительной части учителей (65,3%), льгот и привилегий, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Так, новое положение в оплате труда, состоящей из базовой и стимулирующей частей, ставит в неравное положение молодых учителей и стимулирует конфликты в педагогических коллективах [5, 53-54]. Если обобщить все перечисленные причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям: 1) проблемы общения, например отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.; 2) устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник - подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения. На уровне «учитель - родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Причинами таких конфликтов в основном могут быть:
Конфликты типа «учитель - ученик» возникают, по мнению учителей, по следующим причинам:
С точки зрения учеников, причинами их конфликтов с учителями являются:
Причиной многих конфликтов служит неуважительное отношение учителей к своим ученикам, их нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. На них приходится более 70% всех конфликтов. При этом основными причинами таких конфликтов, по мнению респондентов-учащихся являются: «разногласие во взглядах» (37,5%), «несносный характер» (31,0%), «неприемлемое поведение» (28,0%), «несовпадение интересов» (15%) и др. [6, 64]. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т.д.) предполагает различного рода конфликты, и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления –(«учитель - ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» и т.д.) – стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики несут с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. Накладываясь на неокрепшую психику ребенка, эти противоречия порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников. Поэтому истоки многих тяжких преступлений, в том числе и причины дедовщины в российской армии, надо искать в школьной системе образования и воспитания. Социально-психологический климат педагогического коллективаВ одном из комплексных социологических исследований подавляющее число экспертов (80%) в качестве основной причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе назвали «нездоровый психологический климат». Респонденты-учителя в качестве основных причин конфликтов в их коллективе назвали следующие: «физические и психологические нагрузки» (35,1%), «недостатки в организации и оплате труда» (32,4%), «конфликтный характер некоторых педагогов» (29,7%), «случайные обстоятельства» (24,3%), «различия во взглядах и ценностных ориентациях» (21,6%), «нездоровый психологический климат» и «психологическая несовместимость» по 13,5% [6, 73]. В последние годы в различных социологических исследованиях появился такой термин, как «профессиональное и эмоциональное выгорание специалиста». «Это общее негативное состояние человека, развивающееся на фоне хронического стресса в условиях профессиональной деятельности и ведущее к психическому и эмоциональному истощению внутренних ресурсов личности [7]. Оно (выгорание) применимо в отношении различного рода специалистов, в том числе и школьных педагогов. Причинами эмоционального выгорания является длительная профессиональная деятельность в неблагоприятных условиях. Это и нездоровый психологический климат в коллективе, и физические и психологические нагрузки, и недостатки в организации и оплате труда и другие факторы, о которых говорилось выше. Правовые коллизии, провоцирующие конфликты в школеНа одном из занятий на курсах повышения квалификации для педагогических работников средней школы, проводившихся в РХТУ им. Д.И. Менделеева (октябрь 2019 г.), одна из слушательниц описала следующую конфликтную ситуацию, с которой она столкнулась:
В чём-то схожая с предыдущей возникает ситуация, когда в классе имеется не вполне адекватный с психической точки зрения ученик. Он периодически срывает занятия, провоцируя на конфликты учителя и других учеников. Но не допустить его до занятий учитель не имеет право. А более высокие инстанции не утруждают себя решением этой давно назревшей проблемой. В таких ситуациях правомерно возникают вопросы: как защитить учителя от чиновничьей безграмотности, равнодушия или злого умысла, которые целенаправленно создают конфликтные ситуации, подобные описанной выше? И как оградить учителя от заведомо неадекватных учеников? Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процессаСоциологические исследования показали, что в конфликтной ситуации 65,3% учителей-респондентов стараются обсудить сложившиеся отношения и прийти к компромиссному решению, 61,2% – стараются избегать столкновения, сдерживая себя, 49,0% – стараются снять раздражение и беспокойство, возникшее у другой стороны. Почти половина (44,9%) – сохраняют терпение и спокойно пытаются убедить другую сторону, 30,6% – дают понять другой стороне, на что они надеются, 26,2% – просят кого-нибудь из доброжелателей помочь разрешить конфликт [4, 46]. Нередки случаи, когда учителя, потеряв над собой контроль, в решении конфликта применяют по отношения ученику физическое насилие или иные способы унижения. Иногда такие меры заканчиваются суицидом ученика [2]. В разрешении конфликтов на уровне «родители – ученик» также доминируют репрессивные методы (физические наказания, ограничения личной свободы ребенка, различного рода запреты и т.д.). Другая крайность – полное попустительство и (или) безразличие родителей к судьбе ребенка. В конфликтах между учителем и учеником родители, защищая своего ребенка, часто вступают в конфликт с учителем. Но значительно чаще учитель и родители объединяются для совместных действий. Последствия такого «воспитания» бывают весьма печальными. Ребенок либо замыкается в себе, либо ищет защиты и убежища во дворе. В отдельных случаях ребенок, отвергнутый, по его мнению, всеми, может пойти на самоубийство. По данным статистики, в 2017 г. Россия заняла третье место в Европе по детскому суициду; 80% всех суицидов были совершены на почве конфликтных отношений с близкими людьми. Причинами 46,9% самоубийств стали конфликты с родителями [8]. Как показывают социологические исследования, отношение учителей к конфликтам в школьной жизни весьма неоднозначное. Так, на вопрос «Считаете ли вы, что конфликты в жизни школы – естественны и неизбежны?», 20,4% учителей-респондентов ответили «Полностью согласен», 49,0% – «Скорее да, чем нет», 10,2% – «Скорее нет, чем да» и 10,2% – «Не согласен». При этом 30,6% конфликтов приходится на конфликты типа «учитель – администрация», 28,6% – «учитель – ученик», и по 20,4% на конфликты типа «учитель – родитель», «учитель – учитель» [4, 30, 36]. Большинство участников педагогического процесса и экспертов считают, что успешному разрешению конфликтов в школе мешает стремление конфликтующих сторон действовать, исходя только из собственных интересов. Предупреждение и урегулирование конфликтов в школеОдной из главных преград в реформировании российской системы образования и причиной ее повышенной конфликтности является существующая авторитарная структура управления педагогическим процессом. Эта структура была создана по образу и подобию авторитарного государства и десятилетия исправно выполняла социальный заказ этого государства - формировала авторитарную личность . Архаичность такого управления в современном педагогическом процессе очевидна. Необходимо избавиться от синдрома авторитаризма на всех уровнях взаимодействия в системе образования и ввести демократические принципы управления, основанные на партнерстве, диалоге, компромиссах и консенсусе. Другая задача - научить участников педагогического процесса методам урегулирования конфликтов. По результатам исследования школьной системы образования, потребность в знаниях и навыках по урегулированию конфликтов ощущают 61,3% представителей администрации; 52,2 родителей; 43,9 учащихся и 53,9% учителей [4, 43]. Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов, более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Он может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к сугубо отрицательному явлению. Как уже говорилось, конфликт может иметь и негативные, и позитивные последствия. Проблема заключается в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные способы его разрешения. Существует также проблема, связанная с понятием «культура общения». Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса по отношению друг к другу. При этом 54% педагогов считают, что решение проблем, возникающих в процессе общения, зависит от личной культуры и желания каждого [9]. Мы привыкли оперировать словами «должность», «статус», «функция», «роль», забывая, что общаемся с человеком, личностью, индивидом, имеющим свое мнение, свою позицию по спорному вопросу и свои интересы. Из двух спорящих больше виноват тот, кто умней, - гласит народная мудрость. Однако это не означает, что надо избегать конфликтов. Не разрешенный своевременно конфликт, как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения. Поэтому необходимо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу как более профессионально подготовленному. Особенно велика его роль в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель - ученик - родитель». При этом возможны следующие варианты развития конфликта: 1) учитель в союзе с родителями действует против ученика; 2) родители с учеником - против учителя; 3) учитель с учеником - против родителей; 4) все против всех и каждый за себя. Если конфликт не удается урегулировать своевременно, то в него могут быть вовлечены новые участники, например администрация учебного заведения, которая может либо занять позицию арбитра в конфликте, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликта значительно увеличится [1, 123-124]. При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт - в конструктивный. Для этого необходимо осуществить ряд последовательных действий, и прежде всего добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Участники конфликта (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению друг к другу. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. Педагогу следует попытаться уменьшить эмоциональное напряжение в отношениях с оппонентом (учеником, родителем, студентом, коллегой). Для этого можно использовать следующие приемы:
Если в результате перечисленных выше действий вам удалось убедить оппонента в том, что вы ему не враг и для выяснения всех возникших вопросов готовы к равноправному сотрудничеству, то тогда можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта - диалогу. Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство. На первой своей стадии диалог является самоцелью - это способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй стадии диалог используется в качестве средства для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта. Во время диалога желательно соблюдать следующие правила:
В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины конфликта, то можно переходить к следующему, завершающему этапу урегулирования конфликта - взаимодействию. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды общения. Но в данном случае под взаимодействием понимается совместная деятельность всех участников конфликта, направленная на его разрешение. Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, атмосфера взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению возникших противоречий способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а оппонентов - в сотрудников и даже друзей. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, взаимопониманию [1, 125-126]. Управление конфликтами в школеУправление предполагает систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития. Суть управления конфликтом состоит в целенаправленном воздействии на конфликтную ситуацию с целью ее изменения. Субъектом управления конфликтом может быть любой актор (административный работник, учитель, родитель, ученик и др.), обладающий необходимыми качествами и ресурсами, и способный целенаправленно воздействовать на конфликт. Существуют различные модели управления конфликтами, каждая из которых предполагает определенную совокупность и последовательность действий (приемов, методов) установления контроля над конфликтной ситуацией [11]. При этом, управление конфликтной ситуацией и конфликтом возможно на любой стадии его развития. Общая (идеальная) модель управления конфликтом может быть представлена следующим образом (табл. 1): Таблица 1 Модель управления конфликтом
Особенностью управления конфликтом является то, что в нём могут быть одновременно задействованы две и более управляющие подсистемы (например, учителя и родители), каждая из которых, как правило, преследует свои цели, не совпадающие с целями другой подсистемы. Отсюда возникает и значительная непредсказуемость конечных результатов управления конфликтом. Поэтому в ходе анализа конфликта необходимо выявить: кто является субъектом (субъектами) управления конфликтом в данный момент времени, какими ресурсами он обладает, каковы его цели и используемые методы. Возможны ситуации, когда одна сторона конфликта будет стремиться к его урегулированию, а другая к его эскалации. Этапы управления конфликтом предполагают следующую последовательность действий: 1.Диагностики конфликтной ситуации, которая предполагает: – идентифицировать стороны конфликта и выявить в них реальных субъектов, которые, создают конфликтную ситуацию и провоцируют конфликт; – выявить причину (объект) конфликта и отделить ее от инцидента – формального повода; – выявить мотивацию каждой из конфликтующих сторон; – определить (выявить) позиции сторон в конфликтном взаимодействии, которые во многом обусловлены реальной или мнимой (воспринимаемой) расстановкой сил; – выявить конфликтные установки сторон: их предполагаемые и реальные методы действия и поведения; их реальные цели и решимость в их достижении; – определить (выявить) соответствие действий и намерений сторон существующей нормативно-правовой базе. 2.Институционализация конфликтной ситуации и конфликта. Она предполагает определение общих правил и принципов конфликтного поведения и методов (форм, способов) урегулирования и разрешения конфликта. При этом, чем четче будет очерчен предмет спора и его параметры, тем больше шансов, что конфликт будет локализован во времени и пространстве и на его урегулирование потребуется меньше ресурсов. Нормативным основанием для такой институционализации могут быть различные официальные документы, по которым осуществляется управление учебного заведения. 3.Переговоры как способ нахождения взаимоприемлемых решений с целью разрешения конфликта. Переговоры могут проводиться как непосредственно между конфликтующими сторонами, так и в присутствии третьей стороны, например, с участием представителей администрации школы. Необходимость в посредниках возникает, когда между сторонами конфликта отсутствует нормальный диалог или стороны (сторона) чем-то ограничены в своих действиях по ведению полноценного диалога, например, одной из сторон конфликта является школьник. Одной из важнейших функций третьей стороны является наблюдение за ходом переговоров. Оно осуществляется для того, чтобы стороны придерживались существующих правовых и этических норм или предварительно взятых сторонами на себя обязательств. В особых случаях третья сторона может выполнять функции арбитра, решения которого являются обязательными для конфликтующих сторон [11]. Конфликты можно не только предупреждать и разрешать, но и прогнозировать. Для этого необходимо чтобы педагоги развивали навыки выявления конфликтных ситуаций на ранней стадии ее развития. Прогнозирование конфликта дает возможность либо предотвратить его на стадии зарождения, либо ослабить последствия уже возникшего конфликта. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Козырев Г.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2019. 2. Любич Л., Цикулина С. Мучитель и мученик // Московский комсомолец. 2006, 6 апреля. С. 6. 3.Сироты в России – вся правда. URL: http://droplak.ru/?p=1820 (дата обращения: 29.12.2018). 4. Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе. М., 2006. С. 110. 5. Ильин В.А., Леонидова Г.В., Головчин М.А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 51-57. 6.Цыганкова Е.Н. Ситуационный подход к управлению конфликтами в школьном социуме. Диссертация канд. социол. наук. Белгород, 2019. 7. Выгорание сотрудников: как не стать жертвой? URL: https://premiummanagement.com/blog/vygoranie-sotrudnikov (дата обращения: 15.11.2019). 8. Детский суицид. URL: http://psymedcare.ru/detskiy-suicid (дата обращения: 31.12.2018). 9. Баныкина С.В. Назревшая проблема конфликтологии // Социальные конфликты... Вып. 12. М., 1997. С. 228. 10. Подробнее см.: Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995. 11. Козырев Г.И. Модели управления конфликтами в организации // Личность. Культура. Общество. - 2018. - Т. 20. Вып. 1-2 (97-98). С. 118-129.
Смотрите также:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов с сайта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||