Студентам

 

 

 

 

Социально-психологические основы профессионального развития

 

 

Лекция 3. Малые социальные группы

3.1.  Понятие «малая социальная группа». Виды групп

Малая группа – небольшое количество людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864 – 1929 гг.) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Для малой социальной группы характерными являются следующие отличительные признаки:

·        небольшое число членов;

·        непосредственность общения между ее членами;

·        общие интересы, цели и совместная деятельность;

·        определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

·        разделение труда, координация и дополнительность  деятельности;

·        внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

·        общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

·        определенная структура организации и управления;

·        групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения, малые социальные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа – группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т.д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Структура формальной группы представляет собой своего рода матрицу, ячейки которой заполняются конкретными людьми, которые наделяются соответствующими статусами и функциями. Структурные изменения в формальной группе также носят функциональный характер, т.е. зависят от функциональной целесообразности.

Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например, производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т.д.

Неформальная группа – группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т.д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Стихийно распределенные роли в неформальной группе постепенно закрепляются, и их исполнение становится обязательным. Неисполнение ролей или «несанкционированное» их перераспределение, чревато внутригрупповыми конфликтами. Лидер в неформальной группе также не назначается и не выбирается, а выделяется благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Главными интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например, игра в футбол, коллекционирование марок и т.д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, возникают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа – реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом), на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на воспитание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок и поп групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумиром, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например, экстремистская, криминальная, националистическая и др.

 

3.2. Оптимальное число членов в малой группе

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от 2 до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое «магическое число» - 7±2. Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более 7-8 подчиненных.

Различные исследования относительно численности неформальной группы позволяют сделать следующие выводы:

·                   численность наиболее часто встречающихся групп составляет три человека;

·                   более устойчивыми являются малые группы, имеющие непарное количество членов, т.к. в случае конфликта, группа делится на две неравные подгруппы (2 – 1; 3 – 2; 4 – 3) и «меньшинство» вынуждено подчиниться «большинству»;

·                   чем выше интеллектуальный потенциал отдельных членов, тем малочисленнее группа.

 

3.3. Неформальные групповые нормы и интересы

Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. В ходе него происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт, в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Но, чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

·                   избавляют человека от тревоги и неопределенности;

·                   создают индивидуальное лицо каждой группы[1].

Групповые нормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходе функционирования группа вырабатывает также свои особые традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой особый язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Специфика неформальных групповых норм и отношений состоит и в том, что если формальные отношения, как правило, имеют пространственные и временные рамки (территория предприятия, рабочее время), то неформальные нормы и отношения таких рамок (ограничений) не имеют. Они функционируют везде и всегда.

 

3.4.Групповая динамика и виды взаимодействия в группе

Взаимоотношения в первичных неформальных группах основываются на индивидуальных особенностях членов и их взаимных симпатиях, антипатиях, интересах и предпочтениях. Поэтому с одними членами группы у индивида могут сложиться более тесные и доверительные отношения, нежели с другими.

В ходе взаимодействия в группе (групповой динамике) происходит своего рода взаимный выбор членов группы по определенным критериям. Например, два и более члена группы сблизились на базе увлечения определенным видом спорта, другие – на базе увлечения театром. При этом в группе могут возникнуть несколько подгрупп, образующих различные формы взаимодействия и виды коммуникаций.

В зависимости от числа входящих в неформальную систему отношений членов группы и ее структурной композиции, различают следующие виды структур (рис. 1)[2].

 

 

А        Б

   Пара

                                   А                                            А                                   В

       
   
 
 

 

 

 

 

 

                                      Треугольник                                             Квадрат

 

           
 
   

А

 
 

Д

 
 

 

 

 

                  

                            Цепочка

 
 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                                 Звезда

Рис. 1. Схема структурных композиций

 

Приведенные структурные композиции далеко не исчерпывают вариантов внутригрупповых связей и коммуникативных сетей. В реальной жизни таких вариантов существует бесконечное множество. Например, если в «треугольнике» убрать стрелку связывающую «В» и «С», то это будет означать, что в нем связывающим членом и, возможно, лидером, является «А». Односторонняя стрелка свидетельствует об отсутствии обратной связи. Например, в «паре» «А» стремится поддерживать хорошие отношения с «Б». Но «Б» не отвечает взаимностью.

Таким образом, в первичных неформальных группах участники взаимодействия выступают как неповторимые человеческие личности со своими особенностями и предпочтениями. «Это дает основание ввести понятие "межличностная роль" как фиксацию положения человека в системе лишь групповых связей»[3].

 

3.5.Роль лидера в группе и типы лидерства

Лидер – это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств умеет оказывать влияние на других и наделяется определенным объемом полномочий не в силу занимаемой должности, а благодаря своим личным качествам. Действительный лидер (в узком смысле) – это тот, кто среди многих достойных соперников, выбивается на передовые позиции и ведет за собой остальных.

Лидером группы, как правило, становится тот, кто в наибольшей степени способствует решению групповых задач. Кто умеет формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия. При этом важно чтобы этот вклад оценили и признали члены группы; чтобы личностные качества лидера «работали» на повышение эффективности деятельности всей группы.

Лидер должен обладать харизмой, компетентностью, гибкостью ума, решительностью, уметь убеждать других в своей правоте, подбирать и расстанавливать людей, брать на себя ответственность не только за себя лично, но и за других.

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Но с него, как правило, и особый спрос. Если лидер не оправдывает возложенных на него надежд, то он может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции лидера весьма разнообразны. Они зависят от  количественных и качественных параметров группы, задач, стоящих перед ней, возникшей ситуацией. Важнейшими из этих функций являются:

·                   Интеграция группы на основании общих целей, ценностей, идей.

·                   Определение стратегических ориентиров в развитии группы.

·                   Мобилизация членов группы на достижение тех или иных групповых целей.

·                   Социальный арбитраж в конфликтных ситуациях, поддержка порядка.

·                   Представительство группы в межгрупповом взаимодействии.

·                   Легитимизация своей власти.

Функции и характер лидерства во многом зависят от характера самого лидера, типа группы и ее внутренней структуры, системы связей и отношений между лидером и членами группы, конкретной ситуации, в которой лидерство осуществляется.

С учетом перечисленных факторов М. Херманн (США) выделяет четыре типа лидерства:

Лидер-знаменосец, имеющий собственное видение действительности, «свою мечту», ради которой он осуществляет свое руководство и стремится увлечь других.

Лидер-служитель, который стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев.

Лидер-торговец, обладающий способностью убеждать своих сторонников «покупать» его планы и идеи, вовлекать людей в их осуществления.

Лидер-пожарный – это лидер, реагирующий на уже возникшие проблемы (ситуацию), т.е. занимающийся «тушением пожара», а не его предупреждением.

В реальной жизни (по мнению М. Херманн) большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетании[4].

По стилю руководства лидеры делятся на три основные типа: авторитарный, демократический и либеральный.

 

3.6.Конфликты в группе и причины их возникновения

Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения включают в себя ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Кроме этого, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие целого общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них являются следующие:

1.      Внутриличностный конфликт:

а) вызванный внутригрупповыми проблемами;

б) привнесенный членом группы из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.

2.      Межличностный конфликт:

а) ценностно-нормативный;

б) статусно-ролевой;

в) конфликт психологической несовместимости.

3.      Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.

4.      Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

5.      Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

6.      Межгрупповые конфликты.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов[5].

1.      Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).

2.Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).

3.Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество).

4.      Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).

5.      Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6.      Минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство).

Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия.

В основе групповых конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и вовне. Например, изменение групповых норм и ценностей, структурные и статусно-ролевые изменения, изменение числа членов группы, изменение форм и способов взаимодействия, изменения в отношениях между отдельными членами или подгруппами, изменения в отношениях с внешней средой и т. д. При этом конфликт может быть как следствием, так и причиной этих изменений, а сами изменения - реакцией на возникновение каких-либо проблем.

Рассмотрим некоторые причины групповых конфликтов, связанные с изменением (нарушением, несоблюдением) групповых норм.

Групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны, они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой стороны, они могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении групповых норм. Такая необходимость может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде и необходимостью приспособления групповых норм к изменившимся условиям. Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами, например: изменениями в интересах и целях совместной деятельности, сменой лидера и изменением структуры управления, изменением качественного и количественного состава группы, желанием отдельных членов группы (отдельной подгруппы) изменить нормы для достижения своих личных целей.

Изменения групповых норм (какие бы причины не лежали в их основании) - процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их - отдельные члены группы, по тем или иным причинам, могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы (отдельная подгруппа), без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы. 

Можно выделить несколько основных причин, вследствие которых член (члены) группы нарушает групповые нормы и требования.

1.      Индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы,  ценности.

2.      Индивид нарушает групповые нормы случайно или в следствие того, что еще не в полной мере освоил эти нормы (например, новый член группы).

3.      Индивид не в состоянии, по тем или иным причинам, выполнить предписываемые нормами требования.

Рассмотрим некоторые из этих причин:

а) группа преднамеренно предъявляет индивиду требования, которые он не в состоянии выполнить с целью: либо полностью подчинить себе данного индивида (такое случается в криминальных группах); либо принудить его покинуть эту группу;

б) физический, интеллектуальный и др. потенциал индивида не позволяет ему выполнять в полном объеме групповые нормы и требования (например, группа альпинистов  готовится к восхождению, а один из ее членов не имеет достаточной физической подготовки);

в) внешние, независящие от индивида обстоятельства помешали ему выполнить групповые нормы и требования (например, поломка автомобиля, задержка авиарейса и т. д.).

Другим основанием для возникновения групповых конфликтов являются структурные и статусно-ролевые изменения (попытки изменений) в группе. Если группа функционирует достаточно длительный период времени, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура. Неформальные групповые отношения постепенно формализуются и приобретают относительно стабильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанностей и взаимных ожиданий. Каждый член группы как бы “закрепляется” на определенном групповом месте в групповой структуре со своей ролью,  статусом и ресурсами.

Статусно-ролевые позиции в группе (как и в больших  социальных общностях) дифференцированы по горизонтали и иерархизированы по вертикали. Одни члены группы занимают более престижные места, выполняют более ответственные роли и имеют более высокий по отношению к другим статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах внутригрупповой иерархии, как правило, стремятся улучшить свои статусно-ролевые позиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевые  внутригрупповые конфликты.

Статусно-ролевые изменения могут быть также обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами и ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное групповое место занимает новый член группы. Адаптация и социализация в группе всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия и не всегда адекватно реагирует на групповые нормы и требования, чем также вызывает раздражение у других членов группы.

Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти. Увеличение или уменьшение числа членов группы также предполагают перераспределение групповых мест и возможность возникновения групповых конфликтов.

Можно выделить целый ряд причин лежащих в основании конфликтов между личностью и группой.

Рассмотрим некоторые из них:

- ожидания личности противоречат ожиданиям группы, например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям, или сама группа не соответствует ожиданиям личности;

- противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;

- борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;

- конфликт между лидером и группой;

- конфликт между руководителем организации и неформальной группой.

- поиск и нахождение реального или мнимого виновника (“козла отпущения”) каких-либо неудач в деятельности группы.

Серьезную опасность для сохранения групповой сплоченности (идентичности) представляют конфликты, возникающие между подгруппами в единой группе.  В результате такого конфликта группа может разделиться на две примерно равные подгруппы (два враждебных лагеря) во главе со своими лидерами и своей программой действий. Итогом такого противостояния может стать распад группы и образование новых групп.

В основании конфликтов, возникающих между подгруппами в единой группе, могут лежать самые разнообразные причины. Например, борьба подгруппы за лидерство (доминирование) в группе, за свои специфические (отличные от групповых) интересы, ценности, цели, за распределение и перераспределение различного вида ресурсов и т. д. Само возникновение подгрупп связано с дифференциацией общегрупповых интересов, с изменениями в расстановке сил в групповой иерархии, с неудовлетворенностью отдельных членов группы проводимой лидером (правящей элитой) групповой ”политикой”, с потерей привлекательности членства в группе и т. д.

Всякие изменения в группе имеют своих сторонников и противников. Сторонники изменений стремятся повысить свои статусно-ролевые позиции, а противники - защитить уже достигнутые.

 

3.7.   Последствия групповых конфликтов

В зависимости от конфликтной ситуации, мотивов возникновения конфликтов и способов их разрешения, групповые конфликты могут иметь как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) последствия. К “конструктивным” можно отнести  те конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию группового взаимодействия. “Деструктивные” конфликты ухудшают взаимоотношения между ее членами и ведут группу к распаду.

Рассмотрим некоторые основные последствия групповых конфликтов.

1.      Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил.

2.      Решение насущных проблем группы.

3.      Изменения в ценностно-нормативной системе.

4.      Организационные изменения в группе.

5.      Появление или смена руководителя.

6.      Удаление инакомыслящих членов.

7.      Укрепление внутригруппового единства.

8.      Выбор “козла отпущения”.

9.      Образование подгрупп.

10.    Распад группы.

Формы развития конфликта и его последствия в значительной степени зависят от типа самой группы. В открытых группах, как правило, внутригрупповые конфликты не столь ожесточенные как в закрытых, т.к. любая конфликтующая сторона, в случае необходимости, может покинуть группу, не доводя конфликт до крайности. В закрытых группах свободный выход из группы, как правило, невозможен или затруднен (воинское подразделение, тюремная камера, религиозная секта, криминальная группа). Поэтому в таких группах конфликты могут иметь трагические последствия.

 

Вопросы для проверки знаний

1.                Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

2.                Назовите основные виды малых групп и дайте им краткую характеристику.

3.                Как, по каким принципам формируются формальные и неформальные группы?

4.                Как возникают неформальные групповые нормы, и какие функции они выполняют?

5.                Что такое внутренняя структура группы, и как она формируется?

6.                Что такое групповая динамика и каковы формы (виды) взаимодействия в группе?

7.                 Назовите основные виды конфликтов группе.

8.                Назовите основные причины внутригрупповых конфликтов.

9.                Какова взаимосвязь между изменениями в группе и групповыми конфликтами?

10.           Назовите основные последствия групповых конфликтов.

 

 



[1] Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. 1984. С.77.

[2] Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 66—67.

[3] Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 63.

[4] Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики / Политические исследования. 1991. № 1. С.91 – 91.

[5] Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретической и прикладной аспекты. М.: Издательство МГУ. 1991.С.147.

 

Планы семинарских занятий по социологии конфликта, для студентов РГГУ, 4 курс
Социально-политическая конфликтология

Учебно-методическая программа

Политическая конфликтология – программа курса
Социально-политическая конфликтология: Планы семинарских занятий
Правовые и конфликтологические аспекты бизнеса Программа курса




 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА new
07   КНИГИ
08   СТУДЕНТАМ
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!