СССР – империя наоборот: патриотизм и национализм(Статья является параграфом 4.4 из книги «Патриотизм и предательство в условиях конфликта цивилизаций». Автор Козырев Г.И. С книгой можно ознакомиться (скачать) на сайте автора: www.kozyrev-gi.ru ) Среди историков (и не только) не утихают споры по вопросу, а являлся ли империей Советский Союз? И как складывались отношения по поводу защиты «единого» отечества у разных народов, которые входили в СССР? Классическая империя предполагает, что метрополия живет и богатеет за счет присоединенных или завоеванных народов. Если же СССР и можно было назвать империей, то это была империя наоборот. Правительство СССР стремилось за счет Центральной России поднять уровень экономического и культурного развития отсталых национальных окраин до общесоюзного уровня. В дальнейшем такое положение закрепилось и стало, как бы, нормой. И две республики-доноры – РСФСР и Белоруссия – производили продукции значительно больше, чем потребляли. А больше всего от «нахлебников» страдала РСФСР, которая производила в 1,8 раз больше, чем потребляла сама [1]. Такое существенное перераспределение произведенного в СССР общественного продукта было обусловлено тем, что отсталые окраины находились вблизи границ и в их благонадежности по отношению к Центру, имелись определенные сомнения. Потом это «содержанство» превратилось в правило и традицию. А Прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) особенно щедро датировались с целью демонстрации Западным странам «высокого уровня благосостояния» в СССР. При этом Центральная Россия, особенно Нечерноземье, жила довольно скудно. Осенью 1967 года, после окончания уборки зерновых в Целиноградской области Казахстана, наш взвод военных водителей в составе 30 машин ГАЗ-51 прибыл на уборку свеклы и картофеля в колхоз «Путь Ильича» Золотухинского района Курской области. И я – молодой солдат, родившийся и выросший в Таджикистане, впервые в своей жизни увидел иконно русское село и был поражен убогостью увиденного. Воспитанный, в том числе, на таких «сказочных» Советских фильмах как «Свинарка и пастух», «Свадьба с приданным», «Кубанские казаки», я совсем по-другому представлял себе русскую деревню и русский колхоз. А увидел: приземистые избы, покрытые соломой (как во времена Лермонтова), неосвещенные улицы, с лужами после дождя, и бытовое пьянство. Центральные усадьбы таджикских колхозов выглядели более цивильными. И мне стало так обидно за нас, за русских, за Россию, которую я считал своей большой родиной. Тем более что Курская губерния была родиной моих предков по отцовой линии. (Рассказ автора). Диспропорция в производстве и потреблении во многом сдерживала развитие регионов Центральной России, вымывала квалифицированные кадры, которые целенаправленно посылались руководством страны в национальные окраины для их ускоренного развития. А многие русские переселялись из нищей Центральной России в регионы добровольно, так как там было сытнее. Так, в период расцвета СССР в 1961 году доля национального дохода на жителя прибалтийских республик варьировалась в районе 717-720 рублей при общесоюзном показателе в 589 рублей [2]. Одной из причин распада СССР, по моему (и не только) мнению, стало то, что Россия устала датировать за свой счет союзные республики (кроме Белоруссии, которая также была в СССР донором). Союзное руководство изымало из потребительской корзины РСФСР почти 1/3 произведенного в ней продукта на дотации другим республикам [3]. Приведенные в сноске данные «о том, кто кого кормил в СССР», в Советское время были закрытой информацией, чтобы россияне не возмущались и продолжали терпеть несправедливость. При этом многие коренные жители союзных республик считали, что именно их республика кормит Россию и другие республики. Говорю это не голословно, а испытав такие упреки на себе. Как русский, родившийся в 1948 году в Таджикистане, я неоднократно слышал от своих таджиков-сверстников и не только, что Россия навязывает Таджикистану свои нормы и правила жизни, и что из Таджикистана вывозят хлопок и другие ресурсы, и что без России жизнь была бы в их республике значительно лучшей. А когда у моих таджиков-оппонентов по диалогу не хватало аргументов, то я слышал примерно следующее: «Езжай в свою Россию и там качай свои права!». Поэтому уже в подростковом возрасте я твердо решил, что как только вырасту, то сразу же уеду в Россию, где живут мои этнические соотечественники, что я и сделал, сразу же после службы в Советской Армии. В след за мной покинул Таджикистан мой средний брат с семьёй. До этого уехала в Россию сестра с сыном и многие знакомые. И это было в начале 1970-х годов. До развала СССР было ещё почти 20 лет. Но уже тогда бытовой национализм набирал силу, как правило, в среде молодых и образованных специалистов, видевших в русских своих конкурентов. И те русские, кто его почувствовал, стали покидать свою малую родину. Местные националисты не позволяли нам – русским, родившимся в национальных республиках, ощущать себя патриотами своей малой родины. (Рассказ автора). Что касаемо патриотизма в СССР, то в годы Великой Отечественной войны – 1941-1945 годы – Советский Союз победил объединенную фашистскую Европу только благодаря патриотической солидарности всех союзных республик, внесших посильный вклад в эту победу. Этот патриотизм был обусловлен, во-первых, тем, что жители национальных республик в предвоенные годы почувствовали реальное улучшение своей жизни, поэтому им было что защищать. Во-вторых, окончившаяся менее 20-ти лет назад гражданская война, а потом 1937-й год с его жестким подавлением любой оппозиции (и не только), приучили людей к повиновению властям. Поэтому и люди, не желавшие защищать «не вполне» своё «большое отечество», вынуждены были по призыву уходить на фронт. Об уровне боеспособности и «патриотизме» войсковых подразделений, сформированных на территории национальных республик, написано немало и хорошего и не очень. Маршалу Советского Союза Ивану Христофоровичу Баграмяну, этническому армянину, приписывают следующую фразу: «Когда в дивизии оставалось меньше 50% русских, я знал, что дивизию нужно расформировывать» [4]. В социальных сетях я нашел весьма любопытное донесение Начальник политического отдела Северной группы войск Закавказского фронта бригадного комиссара Надоршина, Начальнику Главного политического управления Красной Армии тов. Щербакову от 18 октября 1942 года. В этом донесении говорится о крайне низкой боевой готовности дивизий, сформированных из народностей Кавказа и Средней Азии, о массовом дезертирстве, членовредительстве бойцов и бегстве с поля боя при соприкосновении с врагом. Чтобы не разжигать межнациональную рознь, умышленно не называю национальную принадлежность и количество дезертировавших и изменивших родине бойцов, указанное в донесении. Желающие эти данные могут посмотреть по сноске [5]. Я же ставлю вопрос в плоскость исследуемой нами темы: чего не хватало нерусским бойцам, мужества или патриотизма? Может многие жители национальных республик не считали СССР своим отечеством, и для них это была «чужая» война? Массовый переход на сторону фашистов жителей Прибалтийских республик и Западной Украины в этом плане даже не обсуждается – там всё было очевидно. Германские фашисты им были ближе, чем «русские» коммунисты. Говоря о дружбе народов в годы ВОВ, нередко приводят в пример Панфиловскую дивизию, сформированную в июле 1941 года на территории Казахстана и Киргизии. Но мало кто говорит о национальном составе этой дивизии. А он выглядел следующим образом: кыргызов – 11%, казахов – 11%, русских – 67%, украинцев – 8%, остальные 3 процента – представители других национальностей Советского Союза. Выходит, что славян в «казахстанской» дивизии, мужественно защищавшей Москву осенью 1941 года, было абсолютное большинство [6]. Следовательно, русские, проживавшие в национальных республиках, так же как и русские из центральной России, в Великой Отечественной войне были, в целом, более патриотичными по отношению к «общему» Отечеству и Государству – СССР, нежели некоторые коренные представители национальных республик. Возможно, эти «некоторые» не считали СССР своей «большой родиной» и не хотели рисковать своими жизнями ради её (родины) благополучия. А вот некоторые итоги совместного проживания «братских» народов в СССР: Согласно последней в СССР Всесоюзной переписи населения, в 1989 году наивысший процент лиц с высшим образованием имела Грузия – 15,1% от числа жителей республики, на втором месте оказалась Армения – 13,8%, далее Эстония – 11,7%, Латвия – 11,5%, и Россия – 11,3%. Если же взять долю всех граждан с высшим, средним и неполным средним образованием, то в лидерах оказалась Армения – 90,1% , на втором месте Азербайджан – 87,8%, далее Грузия – 87,7%, Узбекистан – 86,7%, Туркменистан – 86,4. Россия в этом перечне оказалась на 11-м месте – 80,6% [7]. Как говориться, кому патриотизм, а кому национальные приоритеты. Постскриптум: Проблема этнической и цивилизационной идентичности актуализировалась в связи с проведением СВО. И если традиционные российские этносы проявляют высокую солидарность в войне с коллективным Западом, то бесконтрольную миграцию в Россию представителей иной культуры, необходимо рассматривать как целенаправленную враждебную акцию, направленную на подрыв цивилизационной идентичности традиционных российских этносов. Литература и источники
Смотрите также:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
При использовании материалов с сайта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||