Хлопковое рабство

Хлопковое рабство

Рассказывая о школьных годах, проведенных мной в Таджикистане с 1955-го по 1966-й годы, нельзя обойти стороной или замолчать такое явление как хлопковую повинность школьников (и не только) или хлопковое рабство. В Таджикистане в Советское время основной сельхоз культурой  являлся хлопок – гордость и трагедия Среднеазиатских республик. Гордость  от того, что ценным сырьём снабжалась мощная промышленность всего Советского Союза, а трагедия состояла в том, что эта культура очень трудоёмкая, требующая большого количества рабочих рук, особенно во время уборки урожая, и из-за того, что для полива хлопковых полей необходимо огромное количество воды. За годы Советской власти орошаемые площади полей, в том числе и хлопковых, в Таджикистане увеличились почти в три раза. Аналогичное увеличение происходило и в других Среднеазиатских республиках. В результате такие, ранее полноводные реки как Амударья и Сырдарья обмелели, а Аральское море превратилось в солёную пустыню. Жертвами этой не вполне продуманной «хлопковой» политики являлись и обычные школьники, так как собрать урожай своими силами колхозники не могли.

Примерно с середины сентября на хлопковых полях Таджикистана начинал созревать урожай. Самый качественный и дорогой хлопок во всём мире убирается вручную. Машинная сборка значительно снижает его качество, да и не на всяком поле можно применять машинную уборку хлопка. Поэтому большую часть первого полугодия ученики средних и старших классов не учились, а собирали хлопок. А устроено это было следующим образом.

 Первого сентября на торжественной линейке администрация школы и учителя говорили нам – ученикам о необходимости и пользе знаний и настраивали нас на учебный процесс. При этом звучали высокопарные речи о том, что Советская власть создаёт все условия для получения каждым ребенком лучшего в мире образования.  Но, отучившись две-три недели, все ученики с пятого по одиннадцатый класс, включительно, прерывали занятия в школе и в течение двух и более месяцев ежедневно, без выходных, вывозились на колхозные поля, для сбора хлопка. И о гарантированном Советской властью образовании, все на время забывали. Одевались ученики и учителя в одежду, соответствовавшую погодным условиям. Сентябрь-октябрь в Таджикистане довольно теплое время года: можно ходить в ветровках и кедах, а в ноябре-декабре, порой приходилось выходить в поля в тёплых куртках, шапках и сапогах.

Продолжительность эксплуатации школьников на хлопковых полях зависела от выполнения государственного плана по сдачи хлопка республикой или районом. Обычно до декабря мы возвращались в школьные классы. Но я помню некоторые годы, когда нас, в основном старшеклассников, гоняли на уборку в позднем декабре и даже по снегу, притом на поля, уже многократно обобранные, на которых рядами стояли почти высохшие, с облетевшими листьями кусты хлопчатника, с редкими, запоздавшими в своём развитии, полураспустившимися хлопковыми коробочками. Дольки хлопка в этих коробочках так и не успели превратиться в полноценное белоснежное облачко, почти невесомое на взгляд и на вес, а сиротливо высовывались, посеревшими от дождей и ветра, вафельными зубьями, дожидаясь своих таких же заморенных нерадивыми начальниками, школьников-сборщиков. В обычные годы такие коробочки недозрелого хлопка оставались на кустах и, в конечном итоге сгорали в печках колхозников, вместе с кустами. Но когда «горел» план, начальство «выворачивалось на изнанки», чтобы его выполнить и доложить «не верх». А крайними, как всегда, были простые исполнители. Ведь, если рассудить здраво, с точки зрения рентабельности, то собранные таким трудом и лишениями, эти крохи бросового хлопка не могли никак окупиться, и любой, находящийся на хозрасчете руководитель, не стал бы, тратиться на сбор некачественного сырья. Но Советский строй, к сожалению, порой, позволял бездарным руководителям спасать свою задницу за счет других, и крайними оказывались самые беззащитные.

В этой связи вспоминается рассказ одного бывшего колхозника, с которым я непродолжительное время,  уже после окончания Средней школы, работал на хлопковом заводе. Привожу его рассказ в своём пересказе: В один из не очень урожайных годов, председатель колхоз решил любой ценой выполнить план по сбору хлопка. Он с раннего утра до поздней ночи гонял колхозников по уже обобранным полям, но никак не мог дотянуть сдачу хлопка до вожделенной цифры плана. И тогда он приказал своим «опричникам» потрошить матрасы, подушки и одеяла колхозников, которые, в основном, были изготовлены из собираемого ими хлопка. Но как не лютовали «опричники», как не портили они имущество и кровь своим землякам, реквизированного ими хлопка не хвалило для выполнения плана. А беззащитные от произвола председателя-самодура колхозники в сравнительно холодный зимний период, остались без тёплых матрасов, одеял и подушек, что значительно увеличило их заболеваемость.

И ещё одно преступление без наказания приходилось терпеть сборщикам хлопка. А дело в том, что предназначенные для машинной уборки поля хлопчатника опыляли какими-то химикатами, распыляя их с самолета АН-2 (кукурузника). Под воздействием этих химикатов, листья хлопчатника сворачивались, сохли и опадали (хотя и не все). И вот тогда хлопкоуборочный комбайн выезжал в поле. Жидкость эта была весьма токсичная и пахла тухлыми яйцами. Возможно, чем-то подобным американские войска поливали (в это самое время) джунгли Вьетнама, чтобы уничтожить растительность. Я однажды для своих кроликов нарвал травы за нашим огородом, где порой вылетая с хлопкового поля, разворачивался  АН-2. Несколько кроликов сдохли. Грешить можно было только на самолет, который вовремя не выключил свой агрегат, распылявший отраву. Случалось и во время уборки хлопка, самолёт, опыляя соседнее хлопковое поле, поливал и нас, а на белоснежных коробочках хлопка появлялись оранжевые капельки ядовитой жидкости. Кроме того, нас школьников нередко посылали на обработанные ядохимикатами поля подбирать остатки хлопка за прошедшими по ним комбайнами.

Мы о том, что эти ядохимикаты, по сути, являются ядами, ничего тогда не знали и продолжали уборку. Помыть руки, как правило, было негде. В оросительные каналы осенью воду не подавали и мы, обедая, брали пищу бурыми от грязи и отравы руками.

Обедами школьников на выезде не кормили, поэтому каждый брал с собой, что мог. Хлопок собирали в холщевые мешки, подвязанные к поясу. Собранный хлопок несли на сборный пункт (весовую). Там мешок с хлопком взвешивали и потом высыпали в общую кучу. Наши учителя у себя в тетрадке записывали результат сбора каждого ученика. Возили нас на хлопковые поля сначала на необорудованных грузовых машинах, загоняя в кузов как скот. Потом (примерно в начале 1960-х) стали присылать грузовики с перекинутыми между бортами досками-сиденьями, а уже к середине 1960-х, появились автобусы – ПАЗики. Но их, как обычно не хватало, и грузовики, как и прежде, выручали горе-организаторов детских перевозок. Была в этих поездках и своя романтика. Русскоязычных школьников возили отдельно от таджикских классов и мы, как правило, в дороге пели песни, например такие как «У незнакомого поселка, На безымянной высоте»: «Как турецкая сабля, твой стан, Ротрубин раскаленный. Если б был я турецкий султан, Я бы взял тебя в жены», или: «Нет на свете краше, маленькой Наташи» и так далее.

Мы с братом Володей (и не только), выезжая на уборку хлопка, обычно брали с собой свёрнутые на палочке удочки и если рядом с хлопковыми полями оказывались рыбные места, то прособирав хлопок до обеда и отметившись в ведомости о его сдачи, после обеда и до отъезда, мы занимались рыбной ловлей. Ловили, в основном голавлей. Порой, если нас отвозили не очень далеко от дома, мы добирались до дома пешком, не дожидаясь обратного грузовика или автобуса.

Когда заканчивалась уборочная страда, школьники возвращались к своим занятиям, а учителя ломали головы над тем, как наверстать упущенное на хлопковых полях время и уложиться в учебную программу.

Геннадий Козырев





 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА new
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   ПРОЗА
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!