Армейский эшелон

Армейский эшелон

«Широка страна моя родная»
Слова из песни

Советский Союз занимал 1/6 часть суши. В длину страна «вытянулась» более чем на 10 тысяч км. А в ширину – более чем на 5 тысяч км. Советские военкоматы, очевидно, имели разнарядку – отправлять призывников служить, подальше, от родного дома. Например, мой средний брат Володя, призванный на год раньше меня, служил в Калужской области, мой друг Виктор – в городе Тальятти, а одноклассник Равхат – отправился охранять заключенных в Новосибирскую область. Меня же судьба занесла из пограничного района Московский, Таджикской ССР, в приграничную Калининградскую область. Поэтому от родительского дома до места службы мне пришлось преодолеть расстояние более пяти тысяч км.

Очевидно, в СССР были и исключения. Так в нашем 12-м Мотострелковом полку, располагавшимся в городе Гвардейске Калининградской области, было немалое количество латышей, литовцев и эстонцев, служивших, сравнительно, недалеко от своего дома.

Но вернёмся к «армейскому эшелону» и к «дороге» к месту службы.

XXX

От своего «родного» пограничного района Московский до столицы Таджикистана города Душанбе мы – призывники – на двух автобусах (ЛАЗе и ПАЗике) проехали по горной дороге с утомительными подъемами с головокружительными серпантинами и такими же крутыми спусками более двухсот км. Ближе к вечеру того же дня нас высадили на пустом, очевидно по случаю призывных мероприятий, городском рынке и предложили располагаться на ночлег в крытых торговых рядах. При этом ни постели, ни еды предложено не было. А на дворе стояла летняя азиатская жара конца июня, с душными тёплыми ночами. Поэтому собранными моей мамой «в дорогу», кусочками жареной курицы и овощами, я сумел перекусить только вечером. Наутро мясо протухло, и я был вынужден выкинуть в мусорный контейнер аппетитные с виду кусочки курицы.

Следующие день и ночь мы провели в «шатании» по городу и в ожидании новых распоряжений «начальства». А между тем к столичному рынку продолжали подъезжать автобусы с призывниками из городов, райцентров и кишлаков Таджикистана. И лишь на следующее (второе со дня приезда) утро нас всех построили на открытой площади рынка, «разбили» по спискам на отдельные группы, численностью каждой группы человек по шестьдесят, и назначили командиров из числа сопровождавших эшелон военных. А потом мы нестройными колоннами двинулись в сторону железнодорожного вокзала.

На вокзале нас ждал эшелон, составленный из товарных грузовых вагонов – «скотовозов», как мы их называли. И мне вдруг вспомнилась кинохроника военных лет, когда, в основном, в подобных вагонах наши отцы и деды уезжали на фронт и возвращались с фронта домой. Но с тех трагических и героических лет минуло уже более 22-х лет. Поэтому возникало ощущение возврата в далекий, с точки зрения 18-ти летнего юноши, «прошлый век».

Раздвижные двери делили деревянный четырехосный вагон на две равные части. Слева и справа от дверей было свободное пространство, общей длинной не менее 6-и метров. А далее, слева и справа, в глубине вагона, были сооружены трехъярусные нары, «застеленные» соломой. Окон в вагоне не было, поэтому доступ свежего воздуха возможен был только через раздвинутые двери. Их разрешали нам раздвигать только с одной стороны и вне города. А для того, чтобы кто-то нечаянно не выпал из вагона, открытый дверной проем перегораживался специально приспособленной для этого толстой и широкой доской, находившейся на уровне «чуть выше пояса». Во время проезда через город, двери вагонов закрывал снаружи сопровождавший эшелон персонал. Поэтому проезд через городскую застройку был для нас, «замурованных» в ящике вагона, особенно томительным.

На нарах, даже при открытых дверях, было почти темно и очень душно, особенно когда в дневное время закрывали двери. На верхних нарах днем находиться было невозможно. Железная крыша вагона раскалялась на солнце и «дышала» жаром. Мы этот ярус прозвали «крематорий». Но в ночное время, особенно с полуночи, там становилось прохладно и кое-кто, от тесноты и неудобств, перебирался туда покемарить, пока новый солнечный день не сгонит смельчаков в общую толчею.

Отъехав от Душанбе во второй половине дня, наш эшелон уже ночью остановился в столице Узбекистана городе Ташкент. Там к нашему эшелону прицепили ещё несколько вагонов с призывниками, и мы продолжили свой многодневный путь уже в полном составе. Если рассматривать национальный состав всех призывников нашего эшелона, то примерно по сорок процентов в нем составляли таджики и узбеки и около двадцати процентов русские (вернее, русскоязычные – русские, украинцы, белорусы и др.).

На следующий день, примерно в десять – одиннадцать часов наш эшелон остановился в чистом поле и нам разрешили выйти из вагонов. Каждому призывнику, в индивидуальном порядке выдали солдатский котелок, флягу и алюминиевую ложку. А после этого стали раздавать кашу, чай и хлеб. И я впервые отведал солдатскую еду. Всего же нас кормили два раза в день: часов в одиннадцать – завтрак из второго блюда и чая, а часа в четыре – обед из первого, второго и компота. Первое блюдо, очевидно, готовилось, в основном, из консервированных овощей, но кушать было можно. Во время раздачи пищи можно было также из специальных баков с краником набрать во флягу воды, чтобы сполоснуть котелок и утолять жажду во время долгого пути.

Дни и ночи тянулись бесконечной чередой, а наш эшелон, не спеша, порой простаивая по много часов на каких-то станциях, полустанках и в открытом поле, неуклонно продвигался на Запад. По этому поводу у нас даже появилась загадка по теме: «Длинный, красный и долго стоит – что это такое?». Ответ: «Армейский эшелон!». Наш эшелон состоял из одного купейного вагона – для сопровождавших нас военных, примерно из десяти товарных вагонов с призывниками, а также из вагона-рефрижератора и пару хозяйственных вагонов. Вроде как действительно длинный. Но не красный. А вот про то, что «долго стоит» – это действительно про наш армейский эшелон. Поэтому шутка-загадка пришлась к месту.

Мы коротали время как могли. Наиболее популярным из развлечений было стояние у открытой двери вагона и созерцание проплывающего мимо пейзажа. Но для этого надо было подсуетится и занять место в первом ряду у открытой двери. Иначе стоять и глядеть на мелькающие в дверном проёме «леса, поля и реки», было не очень комфортно.

Ещё одним развлечением была игра в шахматы на выбывание. Сопровождающие наш эшелон военные выдали на каждый вагон по комплекту шахмат и умеющие, и желающие играть могли показать своё мастерство. В первые дни пути я увлёкся шахматными баталиями и даже имел определенный успех. Но вскоре это занятие мне надоело и я, как и большинство других призывников, коротал время в периодических беседах, в зыбкой дремоте и в томительном ожидании перемен. А перемены, как известно, приходят своим чередом, даже если их и не ожидаешь.

На пятый или шестой день пути все вагоны с призывниками оказались пораженными педикулёзом (вшами). Очевидно, среди призывников были носители этой неприятной болезни. Что это такое – я испытал ещё до призыва в армию, охотясь с отцом в горах Таджикистана. Однажды мы имели неосторожность заночевать в горном кишлаке в доме родственника нашего соседа и горько об этом пожалели. За ночь нас безжалостно искусали прожорливые полчища вшей. Мой живот, от многочисленных укусов походил на звездное небо и каждая из этих «звездочек» кровоточила и зудела. Как я выяснил на утро у отца, эти твари предпочитают нападать «на новенького», то есть обожают «свежую кровь».

В проблемах педикулёза мой отец был весьма искушенным человеком, потому как родился ещё при царе, в 1910 году и многое успел повидать на своём веку: и революцию, и голод, и войну, и всякие эпидемии. Поэтому, покинув дом гостеприимного хозяина, мы сделали привал и прокипятили своё нательное бельё в походном ведре. И таким нехитрым способом мы избавились от случайно приобретенных кровососов. Но в случае с нашим эшелоном речь шла о более чем пятистах зараженных вшами призывниках.

Естественно, мы стали жаловаться о постигшей нас напасти нашим сопровождающим, которые обещали, что чуть ли не завтра-послезавтра решить нашу проблему. Но обещания растянулись на три-четыре дня. И мы за эти дни и ночи в полной мере ощутили, что значит в душном тёплом вагоне, в пропахшей потом одежде – «кормить вшей». Особенно вши лютовали в ночное время, когда люди пытались заснуть и не очень мешали им выбирать наиболее подходящее место для очередного укуса.

Шел уже десятый или одиннадцатый день пути, когда поздней ночью наш эшелон остановился на какой-то безлюдной станции. И уже с раннего утра нас стали выводить из вагонов, строить, сверять со списками и уводить, как оказалось в баню. Перед входом в зал для помывки, мы раздевались догола и сдали всё своё бельё и вещи на дезинфекцию. А после помывки – получили своё, слегка пахнущее «химией» и печным жаром бельё и вещи.

А на железнодорожной станции нас ждал настоящий сюрприз. Вместо нашего, уже до чертиков опостылевшего, товарного состава, нас посадили в комфортабельные плацкартные вагоны и выдали свежее постельное бельё. Нашему ликованию не было предела. В последующие два-три дня мы, по большей части, отлёживались и отсыпались в сравнительно уютной и прохладной атмосфере пассажирского вагона.

Я занял в купе среднюю полку, лёжа на которой можно было смотреть в окно, что я с великим удовольствием и делал. В прошедшие дни и ночи пути наш эшелон проходил то по гористой местности Таджикистана, то по предгорьям Узбекистана, то по бесконечно однообразным степям Казахстана. А сейчас за окном вагона была благодатная Россия, о которой я мечтал и грезил с раннего детства. Леса сменялись зелеными лугами, березовыми рощами, полноводными реками и зеркальными озёрами. И кругом была непривычная мне, «азиату», обильная зелень. А в голове звучали простые как истина и душевные как материнский рассказ слова из песни, которую учили мы ещё в начальных классах в школе: «То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдешь еще такой!».

И этот мой восторг был не случайным. Ведь в предгорьях Памира, где я родился и жил до призыва в Армию, поля и холмы зеленеют и цветут только до середины мая. А потом безжалостное южное солнце выжигает траву, и окружающий пейзаж становиться безжизненно-желтым, марсианским. Конечно же, в Таджикистане есть орошаемые поля и сады, но это уже рукотворные плоды человеческой деятельности.

На пятнадцатые или шестнадцатые сутки наших «вагонных» скитаний по бескрайним просторам нашей необъятной Родины, уже под вечер, наш армейский состав прибыл в Прибалтийский город Черняховск. Нас привели в какую-то воинскую часть, расположенную недалеко от вокзала и расположили в огромном крытом спортивном зале. Здесь нас уже ждали, так называемые «покупатели», которые должны были развести нас по военным городкам и воинским подразделениям.

С распределением мне явно не повезло. Мы стояли бесконечной шеренгой, когда очередной «покупатель» – капитан, отсчитал энное количество ребят, призванных из нашего района и увел их в сторону для дальнейшего оформления. И только двое из нашего района – я и таджик Сафаров – попали в следующую группу ребят, призванных из Узбекистана. В Армии, особенно впервые дни и недели, очень важно, чтобы рядом находились люди, хоть как-то связанные с тобой прошлой жизнью. С которыми можно поговорить, посоветоваться, что-то вспомнить общее, «гражданское», помечтать о «совместной» перспективе. Но из группы в тридцать человек, в которую я попал, двадцать восемь были призваны из Узбекистана. А единственный земляк – Сафаров до призыва жил в дальнем кишлаке нашего района, плохо говорил по-русски. Поэтому найти с ним общую для нас тему было сложно. В целом же национальный состав нашего вновь сформированного взвода представлял следующую «картину»: узбеков было 23, русских (со мной) – четыре, один – татарин и два таджика. Один таджик – Кудратов Алик – был призван из Узбекистана. Забегая вперед, скажу, что с Аликом мы в ходе службы очень сдружились. До призыва он окончил техникум и хорошо говорил по-русски, был достаточно начитанным, и с ним мне интересно было общаться.

Между собой узбеки нашего взвода говорили на своём родном языке. Я неплохо знал таджикский язык, а вот по-узбекски понимал лишь отдельные слова. Поэтому это создавало мне определенный дискомфорт – ощущение чужеродности окружающей среды, которое я порой переживал и в Таджикистане, мечтая в такие минуты о незнакомой мне тогда, но желанной России. И я порой иронизировал, что из Таджикистана, нежданно-негаданно, я попал в Узбекистан.

Но, по превратности судьбы, «Средняя Азия» не хотела меня отпускать ещё в течение долгих пяти месяцев. Один месяц наш взвод проходил курс молодого бойца в своём полку, и ещё четыре месяца мы – военные водители, провели на уборке урожая. Сначала нас на новеньких ГАЗ-51 послали в Казахстан, а потом в Курскую область. И только по возвращению в свой полк, в город Гвардейск, наш взвод был расформирован и распределен по отдельным подразделениям.

Но вернёмся к хронологии событий. Последнюю полугражданскую ночь мы провели под сводами спортивного зала, похожего, по своим временным функциям, на Античный рынок по продаже рабов. А утром на двух ПАЗИКах, в сопровождении старшего лейтенанта, мы были доставлены в город Гвардейск, в 12-й Мотопехотный полк, где и началась моя военная служба.





 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА new
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   ПРОЗА
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!