Новости

03 Сентября 2017

Правовые и конфликтологические аспекты бизнеса Программа курса.

 

 

Правовые и конфликтологические аспекты бизнеса

Программа курса.

 

Модуль 2. Конфликтологические аспекты бизнеса (24 часа)

Цель модуля: подготовить специалиста, обладающего знаниями о теоретических основах и практических навыках предупреждения и урегулирования социальных конфликтов в организации и управлении бизнесом.

Достижение цели предусматривает решение в процессе изучения курса следующих задач:

1)       изучить теоретические основы социологии конфликта;

2)       изучить основные подходы к выявлению возможных причин и видов конфликтов в сфере организации и управлении бизнесом;

3)       ознакомиться с технологиями предупреждения социальных противоречий и конфликтов в организации и межорганизационном взаимодействии;

4)       развить навыки анализа и урегулирования возникающих конфликтных ситуаций и конфликтов в организации и управлении бизнесом.

Лекции (10 часов):

Тема 1. Социальный конфликт и его основные характеристики (2 часа)

Определение понятия «социальный конфликт». Конфликт как одна из форм социального взаимодействия, как противоборства личностей и групп по поводу несовместимых потребностей, интересов, ценностей.

Структура социального и социального конфликта. Конфликтная ситуация и инцидент. Объект и предмет конфликта. Субъекты и участники конфликта. Исходные понятия причин и движущих сил конфликта: “неудовлетворенность”, “социальная напряженность”, “конфликтная установка”, “конфликтное поведение”, “окружающая среда”. Эмоционально-психологическая составляющая социального конфликта.

Механизмы функционирования и основные стадии развития конфликта. Предконфликтная стадия. Собственно конфликт. Стадия разрешения конфликта. Послеконфликтная стадия.

Функции социального конфликта: конструктивные и деструктивные; функции интеграции и дифференциации; социального контроля и нормотворчества; создания и поддержания баланса сил; выявление позиций, целей и интересов; увеличения интенсивности связей и отношений. Функции дестабилизации и разрушения социальных структур, насилия и угрозы жизни людей, материальных и моральных потерь.

Конфликт как индикатор состояния социальной системы, как причина и следствие социальных изменений.

 

Тема 2. Коммерческая организация и конфликты (3 часа)

 

Организация: понятие и сущность организации. Мотивы, цели и способы объединения людей в организации. Виды организаций. Особенность коммерческой организации. Бизнес как хозяйственно-экономическая деятельность, предполагающая прибыль.

 Классификация возникающих в организации конфликтов. Горизонтальные, вертикальные, производственные, бытовые, межличностные, межгрупповые, статусно-ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и другие виды  конфликтов. Функции конфликтов в развитии и упадке организации.

Причины возникновения конфликтов в коммерческой организации. Объективные причины: плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования, неблагоприятные внешние условия. Субъективные причины: субъективные особенности, состояния и позиции членов организации. Рассогласование интересов. Неоправдавшиеся ожидания. Статусно-ролевая и психологическая несовместимость. Взаимозависимость решений. Конфликты, обусловленные динамикой развития организации. Реформирование организации и конфликты.

 

Тема 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в организации (3 часа)

 

Предупреждение конфликтов в сфере организации и управлении бизнесом. Прогнозирование и моделирование конфликтных ситуаций. Выявление источников роста социальной напряженности. Измерение интегрального коэффициента социальной напряженности. Выявление основных причин неудовлетворенности. Определение приоритетов в разрешении противоречий.

Урегулирование и разрешение конфликтов в сфере организации и управлении бизнесом. Диагностика конфликта. Установление источников и проблем. Правовое обеспечение в процессе институционализации и легитимизации конфликта. Выбор методов и средств урегулирования конфликта. Переговоры. Арбитраж. Силовые методы урегулирования конфликта. Роль неформальных лидеров в урегулировании конфликтов.

Управление конфликтами. Развитие системы социального партнерства. Вовлеченность и сопричастность. Делегирование полномочий. Обеспеченность информацией. Развитие коммуникаций. Сопричастный менеджмент.

 

Тема 4. Юридические конфликты в сфере организации и управлении бизнесом (2 часа)

 

Понятие и сущность и специфика юридического конфликта. Причины возникновения и признаки юридического конфликта. Основные подходы к выявлению возможных причин и видов конфликтов в сфере организации и управлении бизнесом.

Юридические способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере организации и управлении бизнесом. Проблемы применения юридических способов разрешения конфликтов в России.

 

 

Практические занятия (14 часов):

 

Занятие 1 (семинар). Тема: Социальный конфликт и его основные характеристики (2 часа)

 

1. Что такое социальный конфликт?

2. Из каких элементов состоит структура конфликта?

3. Какие виды конфликтов Вы знаете? Что такое статусы и ранги оппонентов в конфликте?

4. Какие основные стадии проходит конфликт в своем развитии?

5. Что такое эскалация и деэскалация конфликта?

6. Назовите основные функции социального конфликта.

 

Занятие 2 (семинар). Тема: Организационные конфликты (2 часа)

 

1. Что такое организация? Для чего и на каких основаниях создаются организации?

2. В чем отличие формальных отношений в организации от неформальных?

3. Назовите основные виды организационных конфликтов.

4.Что такое социально-трудовой конфликт

5.Каковы причины возникновения организационных конфликтов?

 

Занятие 3 (семинар). Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов в организации (2 часа)

 

1.Какие способы предупреждения конфликтов в организации вы знаете?

2.Назовите основные признаки социальной напряженности в организации.

3.Как, каким способом измеряется интегральный коэффициент социальной напряженности?

4.Что такое “прогнозирование конфликта” и как оно проводится?

5.В чем суть следующих действий по разрешению конфликтов: локализация, “фрагментация”, институционализация, легитимизация?

 6.Дайте краткую характеристику следующим способам урегулирования конфликтов: посредничество, переговоры, арбитраж, обязательный арбитраж, подавление силой, управление конфликтом.

 

Занятие 4 (ролевая игра). Тема: Межличностные и групповые конфликты.

Игра: «Земельный участок» (2 часа)

 

Занятие 5 (ролевая игра). Тема: Организационные конфликты.

Игра: «Конфликт в бригаде строителей» (2 часа)

 

Занятие 6 (практическое задание). Тема: «Поиски выхода коммерческого предприятия из кризиса» (2 часа)

 

Занятие 7 (ролевая игра). Тема: Юридические конфликты в сфере организации и управлении бизнесом. Игра: «Возбуждение уголовного дела» (2 часа).

 

 

Литература

Учебники и учебные пособия

 

Адизес И. К.: Управление жизненным циклом корпорации. Цифровая книга, 2015. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. Серия СШЭ. – 512 с.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. 591 с.

Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336 с.

Козырев Г. И. Конфликтология : учебник для вузов/ Г. И. Козырев. -М.: Форум: Инфра-М, 2010-2014. - 304 с

Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. М.: ИД Форум - ИНФРА-М, 2010-2014 - 240 с.

Лукин, Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами. Учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М.: Трикста, 2007. – 799 с.

Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. ШейновМинск: Харвест, 2010912с.

 

Научная литература

 

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 1993. – 226 с.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. 140 с.

Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб., Питер, 2005. 612 с.

Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации / Пер. с англ. М.: Фонд "За экон. грамотность", 1993. 270 с.

Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга: Калужский ин-т социологии. 1993. – 187 с.

Козер Л. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. А. Назаровой. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. 208 с.

Козырев Г.И. «Жертва» в социально-политическом конфликте. М.: Экслибрис-Пресс, 2008. 168 с.

Козырев Г.И. Конфликтный социум. М.: Экслибрис-Пресс, 2006. 240 с.

Мольц М.Я. Я - это я, или как стать счастливым. Спб.: «Лениздат», 1992. 192 с.

Регнет Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. – Х., изд-во «Гуманитарный Центр», 2014. – 408 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: «Виеда», 1992. 110 с.

Шаленко В.Н. Трудовые конфликты: Методология, теория, управление. Монография. М.: АПК и ППРО, 2008. 322 с.

Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007. 366 с.

Юрии У. Преодолевая «нет» или Переговоры с трудными людьми. М.: «Наука», 1993. 127 с.

 

Статьи

 

Козырев Г.И Социальный конфликт как причина и следствие организационных изменений // Личность. Культура. Общество. – Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. № 2. 2016.

Козырев Г.И. Протест как объект социологического анализа и как форма социально политического конфликта // СОТИС – Социальные технологии, исследования. № 2. 2016. С. 41-52.

Козырев Г.И. Конструирование «жертвы»  как способ создания управляемой конфликтной ситуации //Социологические исследования. № 4. 2009.

Козырев Г.И. Конфликты в организации // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. С. 136 – 150.

Флирт Э., Янсенн О. Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы // Социальный конфликт. 1997. №.2.

Щербина В.В. Популяционно-селекционная модель организационного развития: содержание, сфера и перспективы применения (статья 2) // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 100-108.

Янакиев Я. Конфликты жизненного цикла организации в условиях перехода // Конфликтология. № 3.  2007. С. 73-80.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)

 

Образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту

(http://www.ecsocman. edu.ru/

Специализированный управленческий портал «Сообщество менеджеров»

http://www.e-xecutive.ru

Сайты базовых академических структур:

Институт социологии РАН (nltp://www.isras.rssi.ru).

Институт социально-политических исследований (http:// www.ispr. ras.ni).

Сайты аналитических организаций:

Фонд «Общественное мнение» (http://www.fom.ru).

ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (http://www.wciom.ru).

Центр независимых социологических исследований (http:// www. indepsocres.spb.ru/).

Центр социологических исследований МГУ (http://www.opinio. msu.ru/).

Сайты профессиональных журналов:

Социологические исследования (Социс) (http://www.isras.rssi. ru/R_Socls.ntm);

Социологический журнал (http://win.www.nir.ru/ socio/sci-publ/ socjour.htm).

Журнал социологии и социальной антропологии (http:// www. soc.pu.ru:8101/publications/jssa/);

 

 

 

 

 

 

 

 
01   НОВОСТИ
02   БИОГРАФИЯ
03   НАУКА
04   ПУБЛИЦИСТИКА new
05   ОТКРЫТЫЙ ЭФИР new
06   ЛИРИКА
07   КНИГИ
08   СТУДЕНТАМ
09   ВИДЕО
10   ГОСТЕВАЯ
11   КОНТАКТЫ
12   ENGLISH new

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!