УДК 32.316
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(к 100-летию революционных (1917 г.) событий в России)
Согласно марксистской теории, основной причиной социальных революций является обострение противоречий между старыми производственными отношениями и новыми производительными силами. В.И. Ленин разработал положение о революционной ситуации, согласно которой революция становится возможной при единовременном наличии трех основных факторов: 1) «низы» не хотят жить по-старому; 2) «верхи» не могут управлять по-старому; 3) крайнее обнищание масс [1].
На основе глубокого социологического анализа Октябрьской 1917 г. революции П.А. Сорокин приходит к выводу о том, что для «всякого революционного взрыва» необходимы три составляющие: 1) растущее подавление базовых инстинктов (потребностей в пище, одежде, жилье и др.) большинства населения; 2) их всеобщий характер (когда недовольны своим положением не только традиционно малоимущие слои, но и иные слои населения; 3) бессилие групп порядка (когда власть не способна эффективно управлять обществом и поддерживать порядок. [2, 272-291].
Многие теоретики считают, что одной из основных причин возникновения революционной ситуации является негибкая, немобильная политическая система, которая не может, или не желает, адекватно реагировать (приспосабливаться) к изменяющимся социальным условиям и требованиям. Другой причиной является «элитарная непримиримость». Когда элиты своими действиями (политикой) дестабилизируют социальную структуру, нарушают формальные ценности и нормы [3].
Следовательно, революции происходят в результате резкого обострения противоречий между правящим классом (существующим политическим режимом) и оппозицией, которая представляет собой совокупность недовольных властью социальных слоев (классов) и радикально настроенной элиты (политической оппозиции). В основе социальной революции лежат не только острые политические антагонизмы, но и фундаментальные социально-экономические противоречия, а также несовместимые основополагающие ценности больших социальных общностей.
Кульминацией Февральской буржуазной революции в России является отречение Николая 2-го от престола. Бездарный правитель и такой же полководец, для которого семейные проблемы были выше государственных интересов, сначала втянул Россию в ненужную ей войну, довел ее до предреволюционного состояния и, отрекшись от престола, предал в самый сложный период её истории.
В этом плане поступок Николая 2-го можно сравнить с поступком Михаила Горбачева, первого и последнего президента СССР. Провозгласив «перестройку», Горбачев своими непродуманными (преступными) решениями довел политическую систему и экономику страны до дезорганизации и хаоса, а потом, в критический момент подписания Беловежского сговора самоустранился.
Весь период правления Горбачева можно сравнить с действиями Александра Керенского во Временном правительстве. И тот и другой демонстрировали отменное краснобайство, самолюбование и полную некомпетентности и нерешительность в вопросах управления страной. По мнению Ж.Т. Тощенко, «Из-за ограниченности мышления Горбачев не понимал сути состояния и тенденций развития происходящих процессов, вследствие чего его предложения характеризовались случайностью, отдавали экспромтом, отражали шарахание от одной идеи к другой» [4].
Во многом благодаря действиям (и бездействиям) Керенского в 1917 и Горбачева в конце 1980-х - начале 1990-х годов возглавляемые ими правительства оказались недееспособными. А сами они не проявили необходимые лидерские качества – качества политического субъекта. Этим и воспользовались в 1917 году большевики, а в 1991 – Ельцин и его команда. В дальнейшем в 1918 и 1993 годах произошли два трагических и знаменательных события, которые окончательно закрепили победу «революционного класса». Первое – разгон 19 января 1918 года большевики Всероссийского учредительного собрания, после которого большевики взяли власть в свои руки. Второе – разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (также известный как «Расстрел Белого дома»).
События начались 21 сентября 1993 года с издания президентом Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В целом в ходе вооружённых столкновений на улицах Москвы погибло не менее 158 и были ранены 423 человек. А непосредственно в ходе расстрела «Белого дома» 3 и 4 октября 1993 года были убиты 124 и ранены 348 человек. В результате власть окончательно перешла в руки олигархической буржуазии, ставшей беззастенчиво растаскивать общенародную собственность.
После расстрела «Белого дома» первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин сумел сконцентрировать в своих руках почти неограниченную политическую власть. Но экономическая власть к середине 90-х гг. оказалась в руках небольшой группы, приближенных к Ельцину людей – олигархов, что позволяло им манипулировать Президентом РФ и делить между собой богатства некогда великой страны. Пришедшая к власти в начале 2000-х годов команда президента РФ В.В. Путина окончательно закрепила власть олигархического капитализма в нашей стране.
Сравнительный анализ революционных событий в России в 1917 году с событиями конца 1980-х – начала 1990-х годов в СССР (России) наглядно показывает, что в ходе своего развития, общество может переживать как революционные, так и контрреволюционные изменения.
Традиционный капитализм на Западе вступил в полосу структурного кризиса. Социализм «советского» типа тоже оказался не вполне жизнеспособным. Поэтому вопрос о конвергенции капитализма и социализма становится вновь актуальным. Об этом, в частности, свидетельствуют данные социологического опроса россиян (табл. 1).
Таблица 1.
Какая политическая система нужна России ?
Модели политических систем:
|
Число сторонников в 2012 г. (в % от числа опрошенных)
|
Число сторонников в 2016 г. (в % от числа опрошенных)
|
Советская политическая система, существовавшая до 1990 г.
|
29
|
36
|
Нынешняя политическая система
|
20
|
17
|
Демократическая политическая система по образцу западных стран
|
29
|
22
|
Опрос проведен «Левада-центром» 18-21 января 2016 г. [5].
Если сложить число сторонников нынешней политической системы и демократии западного образца за 2016 год, то получим 39% сторонников демократии «капиталистического типа», которым оппонируют 36% приверженцев Советского строя. При этом более половины россиян (51%) считают правильной ту экономическую модель, которая основана на государственном планировании и распределении (49% в 2012 году). А экономическую систему, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения, в 2016 году поддерживали лишь 29% респондентов (36% в 2012 году) [5].
Следовательно, чем больше разочарований будет доставлять россиянам модель олигархического капитализма в России, тем более популярными будут становиться идеи и цели советского социалистического строя. Поэтому возврат к социалистическим идеалам в нашей стране (и не только) вполне возможен. Главное чтобы эта очередная революция или контрреволюция проходила в рамках существующего законодательства – без крови и насилия.
Список литературы:
1. Ленин В.И. Задачи революционной социал-демократии в европейской войне. ПСС. Изд. 5. Т. 26. С. 1-17.
2.Сорокин П.А. Социология революции./ Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
3.Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб., 2005. С. 204.
4.Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. С. 563.
16.Предпочтительные модели экономической и политической систем. URL: http://www.levada.ru/2016/02/17/predpochtitelnye-modeli-ekonomicheskoj-i-politicheskoj-sistem/ (дата обращения: 10.01.2017).