Вопросы к экзамену и зачету по социологии общественного мнения
1.Социология общественного мнения: понятие, объект, предмет и методы исследования
2.Место социологии общественного мнения в системе социологического знания. Взаимодействие социологии общественного мнения с другими науками.
3.Формирование представлений об общественном мнении от античности до начала XX века.
4.Возникновение и развитие современных подходов к изучению общественного мнения.
5.Начало эмпирических исследований общественного мнения («соломенные» опросы, Дж. Гэллап).
6.Исследования общественного мнения в России.
7.Общественное сознание: понятие, сущность, структура. Роль общественного сознания в формировании общественного мнения.
8.Понятие и сущность общественного мнения.
9.Структура общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и др. компоненты общественного мнения.
10.Динамика общественного мнения.
11.Функции общественного мнения.
12.Субъекты и выразители общественного мнения. Лидеры мнения.
13.Различные подходы к определению субъектов общественного мнения: элитарная и плюралистическая традиции.
14.Объекты общественного мнения. Критерии выделения объектов общественного мнения.
15.Общественное мнение как социальный институт (условия и факторы становления и функционирования).
16.Основания формирования общественного мнения (условия, традиции, стереотипы и др.).
17. Основные факторы, влияющие на формирование общественного мнения.
Формы и каналы проявления общественного мнения
18. Роль средств массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения
19.Дискуссия о «пределах компетенции» в ходе формирования и использования общественного мнения.
20.Формы и каналы проявления общественного мнения на разных этапах общественного развития.
21.Целенаправленные способы и механизмы формирования общественного мнения.
22.Использование СМК в процессе манипулирования общественным мнением
23.Зависимость включенности общественного мнения в процесс принятие политических решений от формы политического режима.
24.Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.
25. Окна Овертона – насилие над здравым смыслом
26.Реальные практики влияния общественного мнения на процесс принятия политических решений в современной России.
27.Первые эмпирические исследования общественного мнения за рубежом и в России.
28.Становление организаций по исследованию и выявлению общественного мнения в России.
29.Основные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.).
30.Основные положения концепции “спирали молчания” Э. Ноэль-Нойман.
31.Роль пропаганды в формировании общественного мнения.
32.Способы манипулирования общественным мнением.
33.Общество потребления и социальный контроль.
34.Информационная война в глобальном мире.
35.Символичиское насилие как средство социального (политического, экономического, духовного и др.) контроля
Профессор Г.И. Козырев