Вопросы к экзамену и зачету по социологии общественного мнения
1.Социология общественного мнения: понятие, объект, предмет и методы исследования
2.Место социологии общественного мнения в системе социологического знания. Взаимодействие социологии общественного мнения с другими науками.
3.Формирование представлений об общественном мнении от античности до начала XX века.
4.Возникновение и развитие современных подходов к изучению общественного мнения.
5.Исследования общественного мнения в России.
6.Общественное сознание: понятие, сущность, структура. Роль общественного сознания в формировании общественного мнения.
7.Понятие и сущность общественного мнения.
8.Структура общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и др. компоненты общественного мнения.
9.Динамика общественного мнения.
10.Функции общественного мнения.
11.Субъекты и выразители общественного мнения.
12.Различные подходы к определению субъектов общественного мнения: элитарная и плюралистическая традиции.
13.Объекты общественного мнения. Критерии выделения объектов общественного мнения.
14.Общественное мнение как социальный институт (условия и факторы становления и функционирования).
15.Основания формирования общественного мнения (условия, традиции, стереотипы и др.).
16. Основные факторы, влияющие на формирование общественного мнения.
17.Роль СМИ и средств массовой коммуникации (СМК) в процессе формирования и функционирования общественного мнения.
18.Дисскуссия о «пределах компетенции» в ходе формирования и использования общественного мнения.
19.Формы и каналы проявления общественного мнения на разных этапах общественного развития.
20.Целенаправленные способы и механизмы формирования общественного мнения.
21.Возможности манипулирования общественным мнением.
22.Зависимость включенности общественного мнения в процесс принятие политических решений от формы политического режима.
23.Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.
24.Особенности проявления общественного мнения в современной России и других странах.
25.Реальные практики влияния общественного мнения на процесс принятия политических решений в современной России.
26.Первые эмпирические исследования общественного мнения за рубежом и в России.
27.Становление организаций по исследованию и выявлению общественного мнения.
28.Основные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.).
29.Основные положения концепции “спирали молчания” Э. Ноэль-Нойман.
30.Роль пропаганды в формировании общественного мнения.